Для такой инкрустации необходим листовой металл. Это может быть латунь, алюминий, жесть или медь. Кроме простого металла для инкрустации можно также использовать драгоценные и цветные металлы.
Для обработки листового металла необходимы слесарные ножницы, стальной пуансон и матрица. Необязательно искать большие листы металла, чтобы изготовить плоские круглые бляшки, гибкую полосу для насечки и контурных дорожек. Их отлично могут заменить обрезки от чеканных пластин.
Наиболее часто деревянные изделия инкрустируют плоскими бляшками и гибкими полосками из металла.
Плоская бляшка является одним из элементов сверкающих композиций. Ее вырубают из листового металла толщиной 0,3-0,8 мм. Диаметр круглой бляшки составляет 8-12 мм.
Гибкая полоса для контурных дорожек срезается стальными ножницами с кромки листа. В зависимости от породы дерева, которое инкрустируют, ее ширина колеблется от 2 до 5 мм.
Гибкая полоса для насечки представляет собой металлическую ленту шириной 5-7мм, толщиной 0,2-0,5мм. Она также срезается слесарными ножницами с кромки листового металла.
Чтобы выполнить точечные элементы, в инкрустации используют проволоку из цветных металлов различных сечений.
В качестве деревянной основы для инкрустации традиционно берут изделия из таких пород деревьев как грецкий орех, яблоня, груша, абрикосовое дерево, боярышник и кизил. В отдельных случаях допускается применение и других пород дерева: это могут быть липа, береза, осина, красная и черная ольха. В качестве основы для декоративного изделия подходит только бесструктурная древесина, которая должна быть без видимого рисунка, плотной, твердой и лишенной яркого строения. Главное условие при инкрустации металлом: основной материал должен быть без древесных пороков и влажностью не более 20 % . Если влажность дерева будет более высокой, то металл со временем «вытеенится» из изделия.
Многие из перечисленных выше пород дерева имеют светлый тон. Для того чтобы подчеркнуть сияние бляшек из металла, обычно используют морилку, черную тушь или другую темную протраву в качестве тонирующего материала.
Для шлифовки изделия, как и в остальных случаях, используют наждачную бумагу или шлифовальные шкурки.
Наиболее часто изделия, инкрустированные металлом, покрывают светлыми лаками: смоляными, спиртовыми или нитролаками. Чтобы добиться ярко выраженной полированной поверхности, лучше всего применять политуру, а для получения матовой поверхности дерева со сверкающим металлическим узором наиболее пригодна восковая мастика.
Чтобы растворители из лака не испарялись (и он стал непригоден), необходимо плотно закрывать бутылки и хранить их в темном месте.
Ниже приводятся практические советы по инкрустации деревянных изделий металлом.
Инструменты и оборудование для инкрустирования
Для инкрустирования дерева металлом необходимы специальные инструменты:
— нож-резец и нож-косячок;
— циркуль-резец (или слесарный разметочный циркуль);
— шайба с отверстием для иглы;
— пуансон;
— деревянный молоток;
— металлический молоточек;
— специальное сверло (перка);
— пинцет;
— дрель или коловорот;
— острогубцы-кусачки
— слесарные ножницы (специальные ножницы по металлу).
Нож-резец и нож-косячок являются основными инструментами, с помощью которых на дереве прокладывают канавки под проволочную дорожку. Ножом-косячком делают продольные прорези, а нож-резец служит для подготовки канавок под проволочную дорожку. Причем нож-резец должен быть очень хорошо наточен (как сапожный). Для удобства в работе к ножу-косячку обычно приделывают деревянную ручку.
Кроме этого, для выполнения канавок по окружности используется обычный слесарный разметочный циркуль. Его ножки нужно укоротить и заточить. Для того чтобы начало прорези совпадало с ее окончанием, а также для того чтобы игла циркуля при вращении не разрушала структуру дерева,, под ножку циркуля необходимо подкладывать шайбу с отверстием для иглы. С помощью циркуля-резца на дереве можно разметить прорезь практически любого радиуса.
Для выпрямления изделий из листового металла используется деревянный молоток из твердой породы дерева: дуба, граба, бука.
Чтобы сделать углубление под металлическую бляшку, применяют специальный инструмент — пуансон. В этом случае углубление в древесине можно не сверлить, а, применив пуансон, просто сделать вмятину под бляшку. Если пуансона нет, то углубление под бляшку выполняют перовым сверлом, при этом используется дрель или коловорот.
Металлические бляшки и полоски металла вколачиваются в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке.
Для выполнения частой насечки нужно использовать специальные легкие ножницы с пружинящими ручками. Ачтобы удерживать мелкие детали инкрустации в работе, необходим еще и пинцет. Пинцет можно изготовить из полотна слесарной ножовки.
Острогубцы-кусачки используют при обработке металла для откусывания концов и нарезки металлической проволоки.
Слесарные ножницы применяют для нарезки тонких металлических ленточек и полосок.
Техника нанесения инкрустации
Как уже говорилось выше, наиболее часто в деревянные изделия вставляют такие металлические элементы, как бляшки, гвоздики и продольные проволочные вставки.
Процесс закрепления металлических элементов на дереве называют вколачиванием.
Готовя деревянное изделие для отделки, следует помнить о том, что лучше всего металлическая инкрустация смотрится на выпуклых и сферических деревянных поверхностях. Вот почему до начала отделки деревянные плоскости обычно слегка заоваливают от центра к краям напильником или рубанком.
Выбирая композицию будущей инкрустации нужно придерживаться следующего правила: ее элементы должны быть четкими и соответствовать пластике металлической проволоки.Это означает, что мелкие случайные изломы контуров рисунка при инкрустации металлом не допускаются, т.к. полосы металла невозможно плавно изогнуть в местах излома контуров линий. Вот почему линия контура и очертания всех элементов рисунка должны представлять одну плавную линию, строго подчиненную линии изгиба металлической проволоки.
Рисунки для инкрустации по металлу лучше всего делать белилами на темной бумаге. Можно также использовать для этих целей листы коричневой или черной бумаги, на которых рисунок наносится не только краской, но карандашами светлых тонов (белым или желтым, например). Комплекты темной бумаги можно приобрести в магазинах канцтоваров (наборы для аппликации).
На дерево рисунок переносится традиционно: или с помощью копировальной бумаги (если поверхность плоская или слегка заоваленная), или с помощью эскиза (если поверхность имеет форму сферы).
Для перенесения рисунка лучше всего использовать острую деревянную палочку или пустой стержень от шариковой ручки, а не цростой карандаш (это даст возможность боле четко нанести рисунок орнамента).
Инкрустирование дерева металлическими бляшками
В зависимости от того, какую форму имеют металлические бляшки, и будет зависеть способ их крепления в дерево. Наиболее просто крепятся круглые бляшки из тонкого и мягкого металла, более сложно — бляшки, имеющие другую форму, и бляшки, изготовленные из толстого металла.
Круглые бляшки закрепляют на деревянное изделие в следующем порядке:
— разметить на поверхности места крепления бляшек;
— вставить в ручную дрель сверло (перку) и сделать круглые углубления, равные по своему диаметру диаметру металлической бляшки; причем глубина гнезда должна составлять не менее 3/4 толщины металлической бляшки;
— вложить металлическую бляшку в готовое гнездо;
— если металлические бляшки сделаны из мягкого и тонкого металла, проколоть их шилом (при этом нужно следить за тем, чтобы бляшка не прогнулась, а оставалась ровной), а затем забить в них проволоку;
— если бляшки изготовлены из прочного металла, который нельзя проколоть шилом, то отверстие сделать тонким сверлом, а затем уже закрепить на дереве, вбивая в него отрезки металлической проволоки (при вколачивании проволока под молотком несколько расплющивается и наглухо скрепляет бляшку с основой);
— чтобы заклепки не были заметны на металлическом теле бляшки, их всегда делают из такого же материала, что и бляшка; причем чем плотнее и тверже дерево, из которого сделано изделие, тем длина заклепок короче, и наоборот, для мягких пород дерева заклепки длиннее (так, для липы длина заклепки составляет от 1 см до 1,5 см); в качестве заклепок можно использовать не только металлическую проволоку, но и маленькие гвоздики, оторвав от них шляпки;
— при вколачивании бляшек не нужно сразу делать все отверстия для заклепок, эту работу надо проводить последовательно: сначала сделать одно отверстие и забить в него проволоку, затем — другое и т. д.;
— для того чтобы металлические бляшки держались прочно, диаметр прокалываемого отверстия всегда должен быть равен диаметру проволоки, которая идет на закрепление. Если отверстие будет больше сечения проволоки, то бляшка выскочит, если меньше, то проволока согнется и не войдет в него.
В том случае, когда в качестве заклепки используют слишком упругую и твердую проволоку, ее обязательно нужно предварительно обжечь (в противном случае заклепка не будет держать бляшку, т.к. легко войдет в дерево, не расклепавшись под ударами молотка, особенно это касается мягких пород деревьев);
— вбивать заклепки в отверстия металлических бляшек нужно аккуратно, чтобы не прогнуть плоскость металла (от этого будет зависеть общий вид изделия).
Металлические бляшки можно не только заклепать так, как описано выше, но и просто приклеить к деревянному изделию. В этом случае отпадает необходимость просверливать бляшки и подбирать заклепки соответствующего цвета, но нужно будет делать перерывы в работе для высыхания клея. Несмотря на большую сложность первого способа закрепления бляшек по сравнению со вторым, он является наиболее прочным.
В том случае, когда металлические бляшки приклеивают к деревянному изделию, применяют специальные синтетические клеи типа БФ, нитроцеллюлозный клей или эпоксидную смолу, обеспечивающие высокую прочность схватывания металла с деревом.
Металлические бляшки другой формы вначале вырезают из металла, затем, обработав края (убрав заусенцы), накладывают на деревянное изделие и обводят карандашом. Гнездо для вкладывания бляшки делают узкой стамеской, оно должно быть равно по форме и толщине величине металлической бляшки. Дальше бляшку закрепляют точно так же, как и круглые бляшки.
Закрепление металлических бляшек на вращающихся поверхностях имеет свои особенности: при сверлении гнезда сверло может захватить дерево только около оси вращения (края сверла до поверхности не достают) И поэтому можно высверлить только лунку. Делается это так: на выпуклых предметах при высверливании гнезда для металлической бляшки дрель нужно слегка покачивать, чтобы края сверла только цепляли поверхность дерева (в результате можно получить лунку, равномерную по всей глубине).
После того как лунка для бляшки сделана, в нее вставляют бляшку (слегка ударяя последнюю по выступающим краям), а затем закрепляют металлическими заклепками из проволоки или гвоздиков или приклеивают.
Инкрустирование дерева металлическими гвоздиками
Очень часто дерево декорируют маленькими круглыми гвоздиками (они также используются в качестве заклепок при инкрустировании бляшками). Например, гвоздиками дополняют металлические дорожки, насечки и круглые вставки на деревянных изделиях. Кроме того, гвоздиками заполняют большие плоскости или обозначают контур узора.
Техника инкрустирования точечными вставками заключается в следующем:
— наколоть шилом на дереве отверстие и вставить в него торцом круглую проволоку, лишнюю ее часть срезать;
— ударом молоточка загнать выступающий край проволоки в дерево, причем удар должен быть такой силы, чтобы верхний торец проволоки не утонул в дереве (не очень сильный);
— когда для точечной вставки используют гвоздики, то нужно стараться, чтобы каждый гвоздик едва заметно выступал над поверхностью дерева (это очень важное условие,и не только для гвоздиков, но и для бляшек, полосок и насечек, так как когда материал слегка выступает на поверхности, то при его дальнейшей шлифовке излишек металла снимется и плоскость будет сверкать, а не иметь грязно-окисный цвет);
— в том случае, когда работают с мягкой древесиной, длина гвоздиков должна быть не менее 15 мм (на глубину их вбивают на расстоянии 8-10 мм); в том случае, когда работают с твердой древесиной, гвоздики должны быть короче (их вбивают на глубину 4-5 мм).
Инкрустирование дерева продольными проволочными вставками (металлическими лентами или полосками)
Для того чтобы эта инкрустация имела красивый вид, металлический контур должен тянуться непрерывной нитью и иметь только один соединительный шов — это первое и самое главное условие, которого нужно придерживаться в работе.
Вторым важным условием является правильная подготовка металлической ленты, которой будут украшать изделие:
— в связи с тем, что узкие металлические полоски срезаются с кромки листового металла и имеют особенность под ножницами скручиваться в спираль, то непосредственно перед вколачиванием их нужно обязательно выровнять и выпрямить (делается это с помощью деревянного молотка на поверхности плиты или на наковальне);
— если полоски изготавливают из мягкого металла, возможна ситуация, когда при вколачивании они мнутся и не входят в прорезь; тогда нужно предварительно «закалить» металл, т.е. слегка постучать по полоске на плите маленьким металлическим молоточком (это сделает ее жестче и она легче будет входить в дерево);
— для того чтобы металлические полоски равномерно и без загибов заходили в прорезь и прочно держались в ней, нужно ширину развала прорезей всегда делать равной сечению металла, а глубину прорези — чуть больше ширины вколачиваемой полоски;
— чтобы металлическая полоска прочно держалась в дереве, нужно при вколачивании вдоль волокон брать полоску шире той, которая вбивается поперек волокон или под углом к ним (особенно это касается мягких пород дерева, например, таких, как липа или ольха);
— при соединении металлических полосок на острый угол нужно перед вбиванием их в дерево расклепать соединяющие концы (делается это для того, чтобы толщина двух концов разных полосок была одинаковая).
Техника исполнения инкрустации полосками заключается в ряде последовательных операций:
— нанести на дерево линии продольных контуров узора и сделать на них ножом-косячком углубленную прорезь. Затем циркулем-резаком прорезать канавки под окружности и дуги (можно для этих целей также воспользоваться торцевым ножом, делая им вертикальные проколы , причем в плоскости резания нож должен занимать строго вертикальное положение);
— в вырезанную прорезь вставить ребром металлическую полоску и постепенно вколотить ее в дерево. Вколачивать ленту нужно очень аккуратно, стремясь, чтобы она полностью вошла в древесину и на поверхности осталась видна только блестящая линия от нее;
Инкрустирование дерева металлической насечкой
Этот ВИД инкрустации металлом во многом похож на предыдущий (инкрустирование также делают металлическими полосками), но отличается от него тем, что металлическую полоску вставляют в тонкую деревянную щель торцом и вбивают в нее так, что на поверхности просматривается только тонкий торец вбитого металла. Это самый сложный прием инкрустации, который требует навыков и времени, потому что просто так вколотить в очень плотное дерево (особенно поперек волокон) тоненькую и мягкую полоску из металла не так просто. Во-первых, пластинку никогда не вколачивают просто в дерево (это невозможно), а лишь в тонкую щель, сделанную на дереве специальным торцевым ножом-резцом. Во-вторых, чтобы металлическая пластинка легко вошла в эту щель и не загнулась, прорезь всегда делают чуть глубже, чем вколачива-емая в нее пластинка (эту пластину и называют насечка), и с этой целью толщина режущей части торцевого ножа, которой делается щель, всегда должна быть равна сечению металла, из которого сделана пластина.
В-третьих, перед тем как вставить насечку в щель, ее рабочий конец всегда срезают таким образом, чтобы получился острый клиновидный выступ с некоторым смещением вершины от центра.
В-четвертых, насечку всегда вколачивают между двумя продольными полосками, вот почему каждый ее штрих должен быть равен расстоянию между этими металлическими линиями, при этом ширина полоски, из которой делается насечка, всегда больше, чем расстояние между контурными металлическими линиями.
Техника исполнения насечки заключается в следующих последовательных операциях:
— приготовить металлическую полоску для насечки: выпрямить деревянным молотком и клиновидно срезать углы на рабочем конце;
— на поверхности деревянного изделия сделать тонкую щель (прорезь) лезвием торцевого ножа;
— вжать металлическую полоску в полученную щель пальцами до упора с наклоном на себя и слесарными ножницами с пружинящими ручками срезать излишек полосы, выступающий на поверхности (при правильном срезе из дерева должен выступать кончик полоски высотой не более 2—3 мм,) и легким точным ударом молоточка вогнать пластинку в прорезь. Если насечка сделана правильно, на поверхности дерева будет виден только ее торец.
Как уже упоминалось выше, техника исполнения насечки требует большого навыка и тренировки, и нужно вбить не один десяток таких насечек, чтобы добиться нужного результата и насечка при вбивании не загибалась. Кроме того, при работе могут возникать и другие дефекты. Например, при выполнении насечки поперек волокон промежутки дерева между соседними полосками металла начинают крошиться или они крошатся еще при накалывании прорези торцевым ножом.
В этом случае нужно обращать внимание на такие причины этих дефектов:
— хорошо ли отполировано лезвие ножа-торца;
— соблюдалось ли строго вертикальное положение ножа-торца при наколке прорези или оно было с наклоном;
— подходит ли порода древесины, на которую наносится насечка, для слишком частой насечки.
Все перечисленные выше причины являются следствием крошения дерева при насечке. Для исправления инкрустации с выкрошившимися элементами на практике прибегают к шпаклеванию поверхности.
Заключительным этапом при инкрустировании дерева металлом является шлифование. С этой целью используют наждачную бумагу. Шлифовать можно на станке или вручную. При ручном шлифовании плоские предметы и предметы, имеющие овальную форму, обычно шлифуют, намотав наждачную бумагу на брусок. Вращающиеся поверхности шлифуют, обмотав их шкуркой и прокручивая в ладонях. Для удобства работы при шлифовании изделия его лучше придерживать через ткань (делается это для того, чтобы на изделии не оставались жирные пятна от рук, что будет мешать его хорошей окраске при последующем тонировании).
Пыль после шлифования (древеную и металлическую) нужно смахивать только щеткой (а не руками, иначе можно порезаться!).