Таможенный кодекс евразийского экономического союза принят решением. Цифра решает все. Магазины duty free

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Накануне он был ратифицирован в пятой стране ЕАЭС - Киргизии.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип "электронной таможни" и максимального отказа от "бумаги". "В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно", - рассказал "Российской газете" министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

"При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, - поясняет Мукай Кадыркулов. - В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения - начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение - будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, - это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос - требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные".

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев - четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

"В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, - говорит Мукай Кадыркулов. - Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения".

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут "достать" из своей системы. Это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т.д. по очереди. Они смогут делать свои проверки одновременно.

ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев - в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

Федеральная таможенная служба организовала "горячие линии" во всех регионах для разъяснения вопросов, которые могут возникнуть в связи со вступлением в действие ТК ЕАЭС. Телефоны указаны на

1 января 2018 г. вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принятие документа неоднократно откладывалось из-за согласований позиций стран-участниц объединения. Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк рассказал «Евразия.Эксперт» о том, что изменится после выступления Кодекса в силу и об участии бизнес-сообщества в его подготовке.

- Сергей Валерьевич, какие функции выполняет Ассоциация таможенных представителей Беларуси?

Ассоциация таможенных представителей Республики Беларусь была основана в 2011 г. в целях содействия консолидации участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, оказывающих услуги в сфере таможенного дела.

Одной из приоритетных задач Ассоциации является защита, координация и представление профессиональных интересов бизнес-сообщества в таможенных и иных государственных органах Республики Беларусь, а также иностранных, международных государственных и общественных организациях.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что Ассоциация – это институт, способный оказать необходимую поддержку ее участникам, как в вопросах проведения анализа проблемных ситуаций, возникающих в их деятельности, и предложения оптимальных путей решения, так и в вопросах оказания безвозмездной экспертной правовой помощи по вопросам применения таможенного законодательства.

Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк.

- Какие, как правило, вопросы возникают у Ваших участников?

Среди наиболее значимых вопросов, поступивших в Ассоциацию, которые потребовали не только детального анализа законодательства, но и помощи в подготовке документов для обращения в различные инстанции, можно выделить вопросы, связанные со страхованием деятельности таможенных представителей, декларированием товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также касающиеся солидарной обязанности таможенных представителей при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства после выпуска товаров.

Учитывая, что в состав Экспертного клуба Ассоциации входят практики, которые проработали в системе таможенных органов Беларуси длительный период, в том числе более 20 лет, а также эксперты из других государств-членов ЕАЭС, можно быть уверенным в качестве проработки возникающих вопросов.

- Кто может войти в состав Ассоциации, есть ли какие-то требования к участникам внешнеэкономической деятельности?

Ассоциация имеет широкую сферу деятельности и в настоящее время объединяет участников, среди которых крупнейшие транспортно-логистические компании страны, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные перевозчики, а также компании, осуществляющие иную деятельность, связанную с организацией, представлением и обеспечением бизнеса в таможенной сфере. Каких-то специальных требований к участникам внешнеэкономической деятельности нет, мы открыты к сотрудничеству.

- С 1 января 2018 г. вступит в действие новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Как проходила подготовка кодекса? С какими трудностями сталкивались те, кто принимал участие в его создании?

Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 2010 г. был пройден первый этап формирования Таможенного союза, краеугольным камнем которого стал Таможенный кодекс Таможенного союза.

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал создания нового глобального документа, предусматривающего оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза международных соглашений.

Работа над поправками в Таможенный кодекс Таможенного союза, а затем разработка проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась несколько лет. Стран-участниц ЕАЭС становилось больше, мнения разнились, ранее согласованные подходы неоднократно пересматривались.

Работа по подготовке Кодекса велась Рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии, в состав которой вошли представители ЕЭК, государственных органов государств-членов и бизнес-сообщества Союза.

Представители Ассоциации принимали активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС и различных актов, регулирующих таможенные правоотношения на наднациональном уровне.

- Какие наиболее важные изменения, на Ваш взгляд, принесет новый кодекс?

- Оптимизация механизма совершения таможенных операций за счет их информатизации и автоматизации, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, возможность применения уведомительного принципа во взаимоотношениях «бизнес – таможня», а также ряд других новелл Кодекса не раз озвучивались.

Но, насколько эффективным будет их применение, ответить сложно, ведь еще не закончена работа по приведению в соответствие с Кодексом как Союзных актов, так и национальных законодательств, призванных обеспечить реализацию данных норм.

Кстати, в тексте Таможенного кодекса ЕАЭС упоминание о национальном законодательстве встречается около 1000 раз! Также не нужно забывать о правоприменительной практике, которая может различаться в двух таможнях, не говоря о таможенных службах государств-членов Союза.

На мой взгляд, в государстве, где по аналогии с практикой Евразийской экономической комиссии, представители бизнеса принимают участие в разработке актов национального уровня, будет подготовлен качественный документ, отвечающий интересам государства и бизнеса. При этом, участие представителей бизнес-сообщества обязательно, как при обсуждении концепции, так и при подготовке самого нормативно-правового акта.

Если говорить о практических преимуществах Кодекса для бизнеса – это реальное сокращение сроков совершения отдельных таможенных операций.

Например, по действующей редакции Кодекса выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. То есть, по сути, 2 дня. В новом Кодексе предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Понятно, что эти сроки могут быть продлены. Но перечень случаев продления строго ограничен.

- Какие изменения следует ожидать уполномоченным экономическим операторам?

Деятельность уполномоченного экономического оператора (УЭО) претерпит серьезные изменения.

Первое нововведение – выдача свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов трех типов. В зависимости от типа свидетельства УЭО различаются условия включения в реестр УЭО, а также предоставляется разный набор специальных упрощений.

Второе – определены 12 условий включения в реестр УЭО. При этом для каждого типа свидетельства будет свой конкретный перечень таких условий.

И третье, главное для бизнеса, ради чего это все делалось. Сейчас, по действующему Таможенному кодексу Таможенного союза, у УЭО только 4 упрощения. Это – временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза. В новом Кодексе перечень упрощений, предоставляемых УЭО, расширен до 17 специальных упрощений, которые скомпонованы по типам свидетельств и касаются совершения таможенных операций.

Следует отметить, что заложенные в Кодексе упрощения для белорусского бизнеса не новы. В целом, они незначительно отличаются от применяемых в настоящее время в Беларуси.

Еще один важный момент – условия получения статуса УЭО в ЕАЭС максимально гармонизированы с условиями получения такого статуса в государствах, входящих в состав ЕС. Данное обстоятельство позволяет надеяться на появление в ближайшее время документов, определяющих основы взаимного признания уполномоченных экономических операторов таможенными администрациями стран ЕС и ЕАЭС. Преимущества очевидны.

- В случае возникновения вопросов, которые не урегулированы Таможенным кодексом ЕАЭС, как будут разрешаться такие вопросы?

Законодательство не может быть настолько идеальным, что его применение всегда будет беспроблемным. Оно регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием экономики, политики, технического прогресса. Но это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы.

Кодекс содержит положения, предусматривающие, что при наличии вопросов, неурегулированных таможенным законодательством Союза, они регламентируются на уровне национального законодательства.

Кроме того, вопросы, касающиеся налогового законодательства, административной и уголовной ответственности, судопроизводства, обжалования действий и бездействий должностных лиц, регулируются только национальным законодательством.

Также государствам-членам Союза предоставлено право оптимизации условий совершения таможенных операций. Например, могут быть уменьшены сроки таможенных операций, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, установлены дополнительные условия в ряде таможенных операций либо определены различные технологические аспекты в деятельности таможенных органов.

- Как осуществляется взаимодействие бизнеса с таможенными органами в ходе нормотворческой деятельности?

Представители бизнес-сообщества принимают участие в ходе работы над проектами нормативно-правовых актов только на этапе их согласования. При этом хочется отметить, что сроки, которые отводятся на согласование проектов, недостаточны для того, чтобы сформировать качественную позицию бизнес-сообщества. Такая позиция должна быть консолидирована, то есть согласована со всеми участниками Ассоциации и обоснована. В целом, для проведения такой работы требуется не менее 2 недель. На практике же такой срок гораздо меньше.

Серьезные и глобальные документы требуют тщательной проработки и анализа, а также участия представителей бизнес-сообщества на протяжении всего процесса работы над нормативным правовым актом. Чем раньше начнется эта работа, тем качественней может быть сформирована позиция, учитывающая интересы бизнеса и государства.

Практики, как никто другой, понимают, что именно нужно изменить в действующих актах для устранения имеющихся барьеров и повышения эффективности работы бизнеса. Именно поэтому, в целях оптимизации взаимодействия белорусских деловых кругов в таможенной сфере, в составе Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» был создан Комитет по вопросам правоотношений в сфере таможенного дела.

Только путем совершенствования сотрудничества между государственными органами и бизнес-сообществом можно добиться конструктивного диалога, максимально устранить коллизии и пробелы в законодательстве, а также приблизить правоприменительную практику к мировым стандартам.

Беседовала Юлия Рулева

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу c января этого года. В данной статье расскажем, что изменилось в кодексе, какие в него внесены уточнения и упрощает ли это прохождение таможенного контроля.

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

До этого все пять стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Республика Кыргызстан) ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекратил действие Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также целый ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

ТК ЕАЭС заменил принятый в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза, (ТК ТС) в который на момент подписания входили Россия, Казахстан и Белоруссия. Основными недостатками старого ТК ТС было то, что, во-первых, большинство полномочий таможенных органов передавалось на национальный уровень, а это порождало различия в проведении таможенных процедур и механизмах взимания платежей; а во-вторых, кроме самого ТК ТС в рамках ЕАЭС действовали более 20 международных соглашений, положения которых иногда содержали в себе ряд противоречий. Поэтому разработка нового кодекса и его подписание должны послужить решению назревших проблем и упростить таможенные процедуры на территории ЕАЭС. Рассмотрим основные нововведения и отличия кодексов.

Новый таможенный кодекс стал объёмнее

Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее - почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами - участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.

Установлены конкретные сроки и формы предварительного информирования таможни о прибытии товара

Для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза в новом кодексе предусмотрено обязательное представление предварительной информации о прибывающих товарах на всех видах транспорта . В отличие от старого кодекса ТК ЕАЭС устанавливает конкретный срок представления предварительной информации, то есть не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Предварительная информация теперь имеет два вида:

  • информация, которая будет представляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  • информация для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет представляться по желанию участника ВЭД.

По новым правилам предварительная информация может представляться в виде электронного документа с использованием ресурсов сети Интернет, путём взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационных систем лиц, представляющих предварительную информацию, и (или) иным способом, определяемым Комиссией .

Установлена подача документов для таможенных операций через единое окно

Согласно положениям старого кодекса , лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации .

То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.

Определён приоритет электронного декларирования

Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах , то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях , а именно:

  • при процедуре таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.

В остальном же применяется только электронное декларирование .

В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии . Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.

Декларирование товаров теперь осуществляется без представления подтверждающих документов

ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация . Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче .

Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе .

Декларирование и выпуск товаров производится автоматически без участия человека

Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами . То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек - должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов .

Сокращено время регистрации декларации и сроков выпуска товаров

По старому кодексу, регистрация декларации таможенным органом после подачи декларантом или отказ в её регистрации осуществлялся в срок не более двух часов с момента её подачи . Новый кодекс сокращает эту процедуру до одного часа рабочего времени .

Также существенно сокращён срок выпуска товаров. Согласно старому кодексу выпуск товаров должен был быть завершён таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации . ТК ЕАЭС сокращает этот срок в шесть раз. Теперь выпуск товаров должен быть произведён в течение четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации . Однако это правило действует в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля либо декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации . Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять, как и в старом кодексе, не позднее одного дня. При этом в новом кодексе останется прежняя норма о том, что в определённых случаях срок выпуска может продлеваться до десяти рабочих дней .

Изменения (дополнения) в таможенную декларацию теперь могут быть внесены декларантом до выпуска товаров

Согласно положениям ТК ЕАЭС условие о внесении изменений в декларацию, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей, которое присутствовало в ТК ТС, исключено. Вместо него указано, что сведения в декларации могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в рамках проведения проверки документов до выпуска товаров . Следовательно, по новому законодательству декларант сможет вносить изменения в декларацию касательно таможенной стоимости товаров при условии, что таможенный орган не запросил документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.

Отсрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца

Общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов были установлены ТК ТС , а основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определялся международным договором государств - членов Таможенного союза.

В новом кодексе введены положения о сроках и основаниях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин. Отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца со дня, следующего за днём выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления . В некоторых случаях можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев - в случаях обстоятельств непреодолимой силы, задержки плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского, государственного) бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, поставки в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности .

Изменены формы и чётко определены меры таможенного контроля

Ранее таможенный контроль имел 12 разновидностей в зависимости от формы, в которой он осуществляется . Теперь форм таможенного контроля восемь :

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка (камеральная таможенная проверка, плановая выездная таможенная проверка, внеплановаявыездная таможенная проверка, встречная внеплановая выездная таможенная проверка).

Но плюсом к формам таможенного контроля появились меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые частично состоят из бывших форм и способов таможенного контроля . Точно их поименовано тринадцать:

  1. Проводить устный опрос.
  2. Запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
  3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
  5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
  6. Применять таможенное сопровождение.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
  8. Вести учёт товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
  11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
  12. Осуществлять таможенное наблюдение.
  13. Проверять наличие системы учёта товаров и ведение учёта товаров.

Четырнадцатая мера устанавливается национальным законодательством государств-членов о таможенном регулировании в качестве иных мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Новым кодексом регламентированы все 17 таможенные процедур

ТК ТС регламентировал четырнадцать таможенных процедур :

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства.

Кроме упомянутых, в старом кодексе были и другие процедуры, действие которых регулировалось отдельными нормативными актами. Так, международные соглашения регулировали свободную таможенную зону и свободный склад , а нашим национальным законодательством регулировалась специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров ввозились или вывозились с территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений .

Новый кодекс теперь содержит и регулирует все 17 таможенных процедур. Также существенно увеличилось содержание раздела, посвящённого таможенным процедурам, и в нём теперь18 глав.

В новом ТК ЕАЭС уточнено, к каким товарам такая процедура применяется: товарам Союза либо иностранным товарам. Кодексом конкретизированы процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур.

Все таможенные процедуры имеют в кодексе одну структуру:

Условия помещения товаров под таможенные процедуры;

Условия использования товаров в соответствии с каждой таможенной процедурой. Отделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур.

Кроме того, что сами процедуры стали более подробно расписаны, в них появились нововведения.

Так, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза, расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов. Ранее допускалась передача временно ввезённых товаров во владение и пользование иному лицу для ремонта, обслуживания или с разрешения таможенного органа . Теперь допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа временно ввезённой многооборотной тары; временно ввезённых товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки); временно ввезённых товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов; временно ввезённых товаров в иных целях в случаях, определяемых Комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной . Также осталось условие о том, что в иных случаях передача декларантом временно ввезённых товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, порядке и сроки, которые определяются Комиссией, после уведомления таможенного органа .

Отменено правило, по которому временно ввезённые товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются только в пределах территории государства Союза, где эти товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза .

Систематизированы положения деятельности лиц в сфере таможенного дела

В новом кодексе деятельности в сфере таможенного дела посвящён целый раздел . Каждому виду деятельности отведена отдельная глава:

Глава 54. Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела.

Глава 55. Таможенный представитель.

Глава 56. Таможенный перевозчик.

Глава 57. Владелец склада временного хранения.

Глава 58. Владелец таможенного склада.

Глава 59. Владелец свободного склада.

Глава 60. Владелец магазина беспошлинной торговли.

Глава 61. Уполномоченный экономический оператор.

В этих главах даны углублённые нормы, касающиеся общих положений о деятельности лиц в сфере таможенного дела. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец свободного склада». Раньше он регулировался отдельным соглашением между странами.

Процедуры таможенного контроля для УЭО существенно упрощены

Согласно ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор (УЭО) - это юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором и включённое в реестр уполномоченных экономических операторов . Как видим, статус может получить только юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом .

Суть создания института УЭО заключается в предоставлении определённой категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения: осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и иные специальные упрощения.

К дополнительным привилегиям УЭО можно отнести следующие положения:

- Чем выше тип свидетельства УЭО, тем больше упрощений процедур контроля.

Особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля зависят от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора . Каждое свидетельство имеет разный перечень специальных упрощений для деятельности УЭО. Свидетельство первого типа предполагает девять преимуществ , второго типа − десять , свидетельство третьего типа даёт право УЭО пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств первого и второго типа .

- Наличие свидетельства подтверждает низкий уровень риска и упрощает таможенный контроль.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Иными словами, теперь документ имеет юридическую силу. Он вступит в силу после получения уведомлений о ратификации другими участниками ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения). Ожидается, что это произойдет в начале января 2018 года, передает корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.

Все пункты таможни теперь будут работать по единым правилам – это касается и платежей, и взаимодействия с госорганами. Жители стран ЕврАзЭС наверняка почувствуют изменения на себе – они станут быстрее проходить таможню. Также ускорится доставка товаров и грузов.

Договором предусматривается перевод всех таможенных процедур в электронный формат и электронное декларирование. По словам разработчиков, это позволит исключить человеческий фактор.

«Новый таможенный кодекс содержит ряд нововведений, в том числе касающихся упрощения таможенных процедур. Максимальный перевод таможенных операций в электронный вид, использование механизма одного окна при работе с документами, сокращение сроков выпуска товаров, предоставление отсрочки при уплате таможенных пошлин и другие», – заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.

Ратифицировали документ единогласно. К инициативе возник единственный вопрос – как ЕврАзЭС будет бороться с попытками ввезти какой-то запрещенный товар через третьи страны. Замглавы Минфина Илья Трунин заверил, что соответствующие инструменты у интеграционного объединения есть.



Поделиться