Фотографии по жанрам. Жанровая фотография (жанр жанровой фотографии в фотоискусстве). Чем характеризуются стили в фотографии

29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть - что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, - рассказал Сергей Шандин. - У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, - всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента - вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других -нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии - форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм - мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф - Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» - один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж - это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку - это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография - это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий - вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

Сегодняшняя статья будет полезна всем начинающим моделям. Именно в этой статьей мы рассказываем об основным жанрах съемки и их отличиях. Примеры, описание и все, что вам нужно знать — в нашем посте.

Как можно догадаться, речь идет о жанрах фотосъемки. Именно жанр определяет направление будущей съемки, ее характер, реквизиты, одежду, обработку. Стоит заметить, что речь идет о видах фотосъемки, направлениях, а не о целях. Это разные вещи, так как с точки зрения целей, фотосъемку можно поделить на каталожную съемку, съемку для лукбуков и т.д., но мы сейчас будем говорить именно о характере кадров. Как такового четкого формального списка жанров не существует, однако можно выделить несколько наиболее известных жанров, иметь представление о которых должна всякая модель.

Первым и наиболее распространенным является жанр «портрет» . Это такой абсолютно уникальный вид фотосъемки, задачей которого является показать естественную красоту модели . Обычно для портретов не используется реквизит или яркий необычный макияж, зато достаточно будет естественного мейкапа и просто красивой одежды, подходящей к образу. Если есть необходимость сфотографироваться в полный рост, можно сделать ростовой потрет, если же главная задача сделать фокус на верхней части туловища, можно обойтись поясным портретом.


Следующий жанр точно знаком всем — даже если вы никогда не моделили раньше, вы наверняка листали косметические каталоги, а значит, совершенно точно видели красивых девушек с правильными чертами лица, демонстрирующих новые оттенки помад или теней для век. Этот жанр в модельной среде принято называть «бьюти-съемкой «. Для него характерны крупные лицевые портреты, наличие красивого, аккуратного, заметного макияжа, идеальной прически. Обычно целью beauty-съемки является акцент на макияже или отдельных чертах лица модели — губах, глазах, скулах . В отличие от портретной съемки кадры со съемки в жанре бьюти выглядят значительно боле «глянцевыми».

К слову, у нас на сайте проходил конкурс, в котором мы . Так что у вас будет отличный шанс посмотреть на пример данной съемки.

Еще одним жанром, который легко встретить в модных журналах, является съемка в стиле fashion . Акцент в такой фотосессии сделан в первую очередь на одежду и аксессуары , а также на создание образа, притягивающего зрителя своей красотой и загадочностью . Девушку в таком образе ты, скорее всего, редко встретишь в реальной жизни, и в этом и заключается ее притяжение — она далека и нереальна, но будто вот-вот сойдет с обложки журнала. Ни фотограф ни модель практически не ограничены в выборе аксессуаров, свет и макияжа, и современная фешн-съемка плотно переплетена с фотосъемкой в жанре бьюти или гламур.


Фотосессия в стиле гламур призвана изобразить модель в максимально привлекательном для зрителя образе . Приветствуется использование ярких и дорогостоящих украшений, а также, роскошной одежды, идеального макияжа. Проводить такую съемку лучше всего в романтической обстановке — для такой съемки подходят те самые роскошные спальни из фотостудий с кроватями с балдахином, камином и кожаными диванчиками.


И раз уж мы вплотную подошли к гламурному стилю, стоит упомянуть еще один весьма необычный жанр — треш — это своего рода «антигламур «. Видели фото, на которых модель будто бы только что из эпицентра взрыва — торчащие в разные стороны волосы, жутковатый или рваная одежда? Это фотосъемка в стиле треш. Основная идея такой фотосессии заключается в том, чтобы бросить вызов идеальной статичной бьюти-съемке и показать динамику, энергию и красоту в беспорядке.

Помимо основных жанров, можно выделить несколько более мелких, скорее, стилей, чем жанров. Это съемка в стиле ретро, пинап (pin-up), гранж, street fashion. Данные стили обычно не подразделяют на отдельные группы, так каждый из них можно отнести к тому или мному жанру. Например, съемка в стиле гранж является своеобразным подразделом такого жанра, как фешн, а street fashion — это тот же фешн, но на фоне городских кварталов.

В настоящее время фотография, пожалуй, является одной из самых динамично развивающихся областей современного искусства. Сложно представить, что еще совсем недавно не умолкали споры, касаемо того, можно ли фотографию вообще считать полноценным искусством. Теперь же фотография заняла уверенное место на одной ступени рядом с классическим искусством, таким как живопись, графика и скульптура.

Фотоаппарат сейчас не просто техника, это особое средство, помогающее человеку иначе посмотреть на окружающую действительность, а снимки - не просто бумага с изображением, а отражение мыслей и внутреннего мира самого автора. Новая волна интереса к фотографии накрыла социум с появлением недорогой цифровой фототехники, которая, к тому же, смогла обеспечить и достойный уровень фотосъемки. Размеры аудитории, увлекающейся любительской фотографией, сегодня достигли впечатляющих размеров.

Регулярно во всех уголках мира проходят фотовыставки, на которых представлены работы разных фотомастеров, выполненные, как правило, в одном стиле. Хотя, нужно сказать, что и понятие стиля в фотографии стало весьма субъективным, не каждое фото можно подогнать под какой-либо из стандартных стилей. В то же время, не сложно распознать стиль - достаточно всего лишь посмотреть на фотографию.

Чем характеризуются стили в фотографии

В целом, стили современного фото можно охарактеризовать, используя такие понятия как:

  • композиция;
  • интерпретация темы;
  • использование цветов и тонов;
  • техника съемки;
  • настроение автора, которое он пытается донести и прочее.

Совокупность этих понятий и образует стиль фотографии. При этом современные фотографы работают как в классических стилях, таких как гламур или ретро, так и создают собственные оригинальные стили, для каждого из них так или иначе характерен собственный почерк, делающий любое фото неповторимым. Стиль в фотографии формируется под влиянием самых различных факторов: процессов, протекающих в обществе в данный момент, веяний и тенденций, присущих разным слоям населения, новых идей, возникающих в результате деятельности человека.

Поп-арт стирает все границы

Стиль поп-арт, ставший неким авангардом 50-60х годов прошлого тысячелетия, был невероятно популярным в Америке и не мог не оставить следа в современном искусстве. В основе этого стиля лежат знаки и символы, характерные для того периода времени. Именно тогда благодаря художникам, работающим в области данного стиля, стираются грани между предметами массового производства и уникальными в своем роде предметами искусства. Одним из наиболее ярких представителей того периода является американский фотограф - художник Энди Уорхолл. Именно ему принадлежат гламурные коллажи, изображающие Элвиса Пресли и Мерлин Монро.

Характерными чертами, присущими стилю поп-арт в фотографии являются следующие:

  • яркие цвета;
  • повышенный уровень контраста;
  • абстрактность изображений;
  • обтекаемость форм.

Любой из вышеперечисленных приемов помогает фотографу, работающему в данном стиле, привлечь внимание зрителя, впрочем, для этого подойдут самые неожиданные способы. Поскольку поп-арт всегда побуждал фотографа максимально творчески и с фантазией подходить к процессу фотосъемки, то и в наше время этот стиль по-прежнему остается весьма актуальным и популярным среди фотографов-художников.

Ретро-снимки, хранящие воспоминания о давно минувшем времени

Историческая принадлежность - вот что всегда будет отличать ретро фотографии от прочих, кроме того, им присущи некая утонченность и изысканность. На подобных снимках, как правило, запечатлены самые яркие события минувших дней, воспоминания о людях и местах. Именно по этой причине ретро фотографии не редко становятся предметом украшения интерьера, вносящим в обстановку некий дух прошлого. Если же говорить о современности, то оказывается, что ретро снимок в наше время сделать отнюдь нелегко, ведь теперь техника способна запечатлеть такие компоненты, которые раньше было не под силу увидеть фотокамере. Для достижения нужного результата мастера используют фотоматериалы черно-белого цвета, иногда добавляя в них немного цвета, но порой они отличаются минимум полутонов и неяркостью. Кроме того, чтобы ретро снимки были наиболее реалистичными, придется постараться воссоздать атмосферу старины в одежде, обстановке и мебели, которая бы соответствовала той или иной исторической эпохе. Конечно, подобные манипуляции отнимают немало времени, сил и средств, но зато конечный результат оправдывает, как правило, все заявленные ожидания. Фотографии, сделанные в стиле ретро, несут в себе нотки грусти и тоски по ушедшим дням, чем самым очаровывают и одновременно вызывают яркие эмоции.

Винтажный шик - лучшее из прошлого

Винтажное фото незнающий человек легко спутает с ретро снимком, однако, у этого стиля есть свои, присущие только ему, оригинальные черты. Слово «винтаж» пришло к нам из французского языка и переводится как вино наилучшего сорта, качества. Это присуще и снимкам, выполненным в данном стиле, как правило, они эксклюзивны и уникальны в своем роде. Не даром заголовок этого раздела говорит именно о том, что винтажные снимки - это лучшее, что дошло до нас и прошлого. Не смотря на множество новых тенденций и направлений в современном фотоискусстве, винтажные фото никогда не устаревают и не теряют своей актуальности. Однако, чтобы фотография прошла испытание временем и не перестала быть оригинальной, фотограф-художник должен приложить немало усилий. И здесь на помощь мастерам приходят современные технологии. К примеру, прибегнув к помощи всевозможных программ-редакторов, можно придать снимку винтажный эффект, сделать краски поблекшими, создать эффект потертости с вкраплениями.

Популярное гламурное фото

Едва ли кто-то станет отрицать, что гламурное фото - самый распространенный из стилей фотографии на данный момент времени. Фото этого стиля заполнили буквально все вокруг: рекламные щиты, страницы глянцевых журналов, афиши кино, ресторанов и ночных клубов. В истоках гламурной фотографии лежит кинематограф, получивший распространение в 20-30 годах прошлого столетия. Томные взгляды женщин, одетых в платья с глубоким декольте, открытые туфли на высокой шпильке, все это служило источником появления стиля гламур. Конечно же, отпечаток наложили и яркие картинки с изображением секс символа того времени - Мерлин Монро, существенно поспособствовавшие развитию гламура. Характерными для этого стиля чертами являются шик, шарм, блеск и сексуальность. Фотографии в данном стиле, как правило, изображают звезд кинематографа, моделей и прочих публичных личностей, над образами которых ежедневно трудятся целые команды стилистов, парикмахеров и визажистов.

Конечно же, на современном этапе развития гламурной фотографии, существенно расширились рамки этого стиля. Теперь фото могут отражать как легкий романтизм и нежность, так и жесткую сексуальность, смешанную с высокомерием, бросающую вызов всему обществу. Однако никуда не исчезла некая привязанность к шику и роскоши, безукоризненные образы и яркость. Именно&npsp; в этих особенностях лежит успех гламура и неиссякаемый интерес к подобным фото, ну а интенсивное развитие рекламы, моды и интерес глянцевых журналов к этому стилю, лишь способствуют его развитию.

Виды фотографий

1) Чёрно-белая фотография.

Исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.





2) Цветная фотография.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Цветоделение - это разделение цветного изображения оригинала на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.

Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра (распределение значений физической величины: энергии, частоты или массы).

Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.



3) Моментальная фотография.


Разновидность фотографии, использующей специальные фотоматериалы, обладающие более сложным устройством, чем традиционные. Такие фотоматериалы содержат встроенные контейнеры с реактивами для химической обработки фотослоёв, и автоматически проявляются сразу после съёмки, давая готовое позитивное изображение. Самым известным производителем таких фотокомплектов стала компания Polaroid, основателем которой - Эдвином Лэндом - изобретён принцип переноса изображения.







4) Цифровая фотография.


Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak.




Жанры фотографий

В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.

Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.

По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» - фототехникой и фотоматериалами. Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка. Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.

Основные жанры фотографии как искусства.

1) Портрет.

Портрет - это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, скульптуры, графики, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).





2) Натюрморт.

Натюрморт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.







3) Пейзаж.



Пейзаж (фр.Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.







4) Фотоохота.

Фотоохота (англ. Wildlife Photography) - вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта - спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); - познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии в которой документальность рассматривается как основное требование; - художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства - в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.





5) Макросъёмка.

Макросъёмка (от др.-греч. μακρός - большой, крупный) - вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 - 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 - 0,05 сантиметрам объекта).

Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер - около 1 метра).

Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале - фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры). Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.





6) Репортаж.

Репортаж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа – необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.


Специфические виды фотографии.

1) Аэрофотосъёмка.

Аэрофотосъёмка - фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге).

Полученные при аэрофотосъёмке снимки особенно применимы в картографии, при определении границ землевладений, видовой разведке, археологии, изучении окружающей среды, производстве кинофильмов и рекламных роликов и др.




2) Ломография.

Ломография - это жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.

Для этой цели изначально использовался выпущенный в 1983 году автоматический компактный фотоаппарат Ленинградского оптико - механического объединения "ЛОМО Компакт - Автомат" («LOMO LC-A»), откуда и произошло название. Поддерживается и развивается Международным ломографическим обществом со штаб-квартирой в Вене.

Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии, как то: резкость, правдоподобная цветопередача, равномерная плотность кадра. Это следствие как доступности и простоты устройства большинства ломографических аппаратов, так и зачастую малой фотографической грамотности части ломографов. Из-за этого некоторыми фотографами и фотолюбителями понятие ломографии истолковывается неверно как некие размытые низкокачественные любительские фотографии. На выставках ломографические снимки мозаично группируются в ломо-стены, при этом художественную ценность имеет не только каждый отдельный кадр, но и их совокупность, на которых может быть изображено всё, что угодно.








3) Люминография.

Люминография - фотографирование светящихся объектов (источников света, либо отражений, что вытекает из названия (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»). На Западе чаще всего для обозначения этого направления в искусстве фотографии используется термин Light painting.

Различают два основных метода люминографии: статический и динамический. Общее правило - длительная выдержка в экспозиции.
Статический метод: камера закреплена - источник света движется.
Динамический метод: камера свободно перемещается - источник света неподвижен.
Смешанный метод: камера и источник света подвижны.

Люминография появляется в творчестве некоторых художников ещё в первой половине ХХ века. Пионерами данного метода стали Ман Рэй, Пабло Пикассо, Гьон Мили и др. Затем интерес к ней периодически вспыхивает то в Америке, то в Европе - люминографией занимаются Камил Варга, Кенси Гёпель и Йенс Варнеке из Германии, группы Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Дариус Твин, финн Хану Хухтамо и другие.






4) Подводная фотография.

Подводная съёмка - кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой.
Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарта или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или в мягкий водозащитный чехол.

Комплект для подводной съёмки на малых глубинах обычно состоит из съёмочного аппарата в боксе и автономного осветительного прибора. Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами. Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления.






5) Светографика.

Светографика (англ. light graphic) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом.

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки.
Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки.
Перемещающийся свет. Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
Перемещающаяся плоскость отрисовки, световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Все вышеперечисленные методы являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.



6) Фотоколлаж.

Фотоколлаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

«Жанровая» фотография – это очень интересное, но неоднозначное понятие. И очень сложно дать точное понятие, какая фотография выполнена в жанровом стиле, а какая- нет. Жанровый снимок – это действие и состояние людей. Темой таких фото зачастую являются сцены, выхваченные из жизни, социальная, бытовая, повседневная среда и жизнь различных людей.

Жанровая фотография бывает:
репортаж – съемка событий, которая не предполагает постановку и режиссуру;
постановочная – подразумевает режиссуру кадра и введение героя в какие-либо придуманные обстоятельства. При необходимости такие снимки может сделать свадебный фотограф недорого .
С помощью фоторепортажа создаются отличные жанровые снимки. И фотографу необходимо найти сюжет в действительности. Сторонники такого метода исходят из убеждения, что окружающий их внешний мир наполнен различными выразительными ансамблями, а цель любого фотографа- их заметить и запечатлеть. Репортажный жанровый снимок – это перенесение событий на снимок.
Жанровый постановочный снимок создается в результате режиссерских усилий. Таким способом часто пользуются фотографы при создании фото свадьба . Осуществляя замысел, фотограф подбирает обстановку, композицию, а также выставляет освещение и подсказывает фотографируемым позу, действие, жест. И это должно быть сделано так, чтобы затем никто из зрителей не догадался о том, что все продумано заранее. У режиссера, который занимается постановкой, должно быть чувство меры и вкуса, иначе фотография выйдет искусственной и лишенной жизни, и, поверьте, вы сразу обратите на это внимание при просмотре.

По композиции жанровые снимки можно разделить на два типа:
изобразительную – перекличка линий и красочных пятен;
действенную - связи между предметами на снимке выражаются через жест, действие, движение.

Главной задачей фотографа-жанриста является случайность. Иногда самые лучшие снимки получаются в условиях, которые сложились случайно. А точнее фотограф должен подчинить себе случайность. Ему нужны следующие качества:
наблюдательность;
незаметность;
знание техники съемки;
композиционное видение;
умение нажать вовремя кнопку спуска.

Фотография по прошествии какого-то времени становится достоянием истории. А если такая фотография еще и не лишена выразительности, то такая работа обязательно пройдет проверку временем. Вертикальные



Поделиться