Порядок учреждения и гос регистрация коммерческих организаций. Создание коммерческих организаций: порядок и правовое регулирование. Субъекты предпринимательского права - это

Первым шагом к созданию коммерческой организации является определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и количества учредителей коммерческих организаций. Например, хозяйственное общество может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК). Но есть ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК).

Важным вопросом, который должны решить учредители организации, является вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Учредители могут выбрать любую форму, предусмотренную законом, но кроме случаев, опять-таки указанных в законе. Так, согласно Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) «О банках и банковской деятельности» Российская газета. - 10.02.1996; 30.07.2010. кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Следующим этапом создания коммерческой организации является выработка и учреждение ее учредительных документов. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Необходимо помнить, что сведения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе, не могут составлять коммерческую тайну Коканов Б.А. К вопросу о толковании понятия «порядок создания юридического лица» // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 24. .

Согласно ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, например: «Общество с ограниченной ответственностью «Гранд». Указание на характер деятельности должно присутствовать в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 52 ГК, в учредительных документах коммерческой организации должно определяться место ее нахождения Надо иметь в виду, что термины «юридический адрес» и «фактический адрес организации» устарели и к тому же нормативно не определены. . Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК). В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица.

Важный этап - формирование уставного (складочного) капитала. По закону, к моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50% уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса. С этой целью в банке открывается специальный временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации.

Сдача документов на регистрацию;

Проведение правовой экспертизы документов;

Регистрация в регистрирующем органе.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен в главе IV Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

Государственная регистрация преследует цели:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что отказ в государственной регистрации юридического лица может иметь место только по мотивам несоответствия представленных документов закону или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (см. ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), но не по иным основаниям, например, из-за отсутствия целесообразности. За нарушение порядка государственной регистрации регистрирующий орган несет установленную законом ответственность (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации либо уклонение от такой регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовно-наказуемыми.

С момента государственной регистрации коммерческую организацию можно считать созданной.

Однако и после этого производятся действия, которые по своей сути относятся к созданию коммерческой организации. Это:

Изготовление печати;

Регистрация в органах статистики. При идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Государственным комитетом РФ по статистике (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Кроме того, коммерческие организации включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);

Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;

Открытие расчетного счета в банке. Счет открывается по предоставлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации;

Постановка на учет в государственных социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 51 ГК нарушение установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствие ее учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. Доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, уголовно наказуемо.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) В настоящее время принят новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - 06.05.2011..

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Поэтому осуществление определенного вида деятельности по лицензии, выданной другому лицу, или при наличии лицензии на другой вид деятельности расценивается как деятельность без лицензии. Незаконной (без лицензии) будет считаться деятельность, осуществляемая по истечении срока действия лицензии, либо после извещения лицензиата о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Итак, коммерческие организации создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Учреждение коммерческих организаций. Процесс создания коммерческих организаций распадается на две стадии: учреждение и государственная регистрация.
Помимо основной цели – систематического извлечения прибыли, – создание коммерческих организаций преследует те же цели, что и создание других юридических лиц. Это обособление имущества учредителя, ограничение имущественного риска участника обособленным имуществом, организация управления соответствующим имуществом, выступление коммерческой организации в обороте от собственного имени. По существу это признаки юридического лица. Рассмотрим, как они проявляются применительно к коммерческим организациям.
Обособление учредителем своего имущества в целях его эксплуатации и извлечения прибыли означает в данном случае персонификацию этого имущества в новом субъекте права, закрепленность его за создаваемой коммерческой организацией. С экономической точки зрения в данном случае происходит обособление функции производительного (коммерческого) использования капитала учредителя от остального его капитала, что собственно и характерно для рыночной экономики. Особенно важное значение это имеет при объединении капиталов многих учредителей для осуществления крупномасштабной предпринимательской деятельности, например, при создании открытых акционерных обществ.
Изначально обособление имущества учредителя происходит путем формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации. Затем в процессе деятельности коммерческой организации ее имущество формируется также за счет других поступлений, главным образом – прибыли. Все имущество коммерческой организации учитывается на ее самостоятельном балансе, в чем и находит внешнее формальное проявление имущественная обособленность коммерческой организации.
Уставный (складочный) капитал, которым должны обладать все коммерческие организации, представляет собой сумму вклада
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 58
(вкладов) учредителя (учредителей), осуществленного в рублях и зафиксированного учредительными документами коммерческой организации. Уставный капитал коммерческой организации определяет минимальный размер имущества коммерческой организации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Вкладом в уставный (складочный) капитал коммерческой организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями коммерческой организации и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК).
Величины минимальных уставных (складочных) капиталов коммерческих организаций определяются Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» с учетом действия специальных законов, регламентирующих тот же вопрос. Размер уставного капитала открытых акционерных обществ, предприятий любых организационно-правовых форм с иностранными инвестициями, государственных и муниципальных унитарных предприятий не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату государственной регистрации коммерческой организации. Размер уставного капитала других коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов) не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц на дату их государственной регистрации.
В отношении ряда коммерческих организаций, например, коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также установлены другие требования (например, о соотношении размеров собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов.
Ограничение имущественного риска учредителя обособленным в целях создания коммерческой организации имуществом имеет особенно важное значение в сфере предпринимательства, так как освобождает учредителя от ответственности по обязательствам коммерческой организации. Коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК). Исключения из названного правила могут быть предусмотрены Гражданским кодексом либо учредительными документами коммерческой организации. Так, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 59
Обращает на себя внимание также правило п. 3 ст. 56 ГК: если несостоятельность (банкротство) коммерческой организации вызвана учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этой коммерческой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества коммерческой организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.
Приведенные исключительные правила не противоречат принципу самостоятельной имущественной ответственности коммерческой организации, так как ответственность иных лиц по долгам коммерческой организации является лишь дополнительной (субсидиарной) к ответственности самой коммерческой организации.
Организация управления обособленным имуществом учредителя при создании им коммерческой организации осуществляется через органы управления коммерческой организации (единоличные и коллегиальные), ее структурные подразделения, в частности, филиалы и представительства.
Коммерческая организация приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В определенных случаях, как уже отмечалось, коммерческая организация может приобретать права и принимать на себя обязанности через других лиц: коммерческих представителей (ст. 184), участников (п. 2 ст. 53 ГК).
Порядок назначения или избрания органов управления коммерческой организации определяется законом и учредительными документами. Так, наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).
Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК). Здесь создается многозвенная система органов управления (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) и контроля (ревизионная комиссия), определенным образом и весьма строго распределяется между ними компетенция, что в конечном счете не только обеспечивает эффективную эксплуатацию имущества (предприятия), но и гарантирует права акционеров и других кредиторов акционерного общества.
Организационную структуру коммерческих организаций составляют их подразделения. Иногда это имущественно и организационно обособленные подразделения – филиалы и представительства. Последние отличаются тем, что расположены вне места нахождения коммерческой организации и осуществляют все его функ-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 60
ции или их часть (филиалы) либо представляют интересы коммерческой организации и осуществляют их защиту (представительства). Имущество, которым наделяются подразделения коммерческой организации, может учитываться на отдельном (в рамках самостоятельного баланса коммерческой организации) балансе.
Представительства и филиалы, а также другие подразделения коммерческой организации не являются юридическими лицами. Они действуют на основании утвержденных коммерческой организацией положений Их руководители назначаются коммерческой организацией и действуют на основании доверенности коммерческой организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их коммерческой организации (ст. 55 ГК).
Коммерческие организации создаются ради выступления в обороте от собственного имени, независимо от учредителей. Обладая обособленным имуществом, организационной структурой для управления этим имуществом, коммерческая организация через свои органы управления или представителей участвует в рыночных отношениях, от своего имени приобретает и осуществляет права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Коммерческая организация имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях также на характер деятельности коммерческой организации. Фирменное наименование коммерческой организации указывается в ее учредительных документах и подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией самой коммерческой организации. Использование фирменного наименования является исключительным правом коммерческой организации-правообладателя (ст. 54 ГК).
Органы коммерческой организации, ее филиалы и представительства, другие представители действуют от имени коммерческой организации. В силу п. 3 ст. 53 ГК лица, которые в силу закона или учредительных документов коммерческой организации выступают от ее имени, должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно. В случае злоупотреблений со стороны представителей они обязаны со требованию учредителей (участников) коммерческой организации возместить убытки, причиненные ими коммерческой организации.
Помимо фирменного наименования индивидуализация коммерческой организации производится путем определения ее местонахождения, а также индивидуализации ее товара.
Место нахождения коммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации (ст. 54 ГК). Конкретный адрес коммерческой организации указывается в ее учредительных до-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 61
кументах и привязан к месту нахождения ее постоянно действующего органа.
Индивидуализация товара коммерческой организации производится путем использования производственной марки, товарного знака или наименования места происхождения товара.
Производственная марка – это словесное описание товара, помещаемое на товаре или его упаковке и включающее в себя фирменное наименование изготовителя, его адрес, название товара, ссылку на стандарты, перечень свойств товара и ряд других данных (ст. 7, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.). Производственная марка не подлежит специальной регистрации.
Товарный знак (знак обслуживая) – это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара, используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве.
Коммерческая организация, производящая товар, свойства которого в значительной степени определяются условиями той местности, где он производится, вправе зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. В отличие от товарного знака право пользования наименованием места происхождения товара не является исключительным.
Каков же порядок учреждения коммерческих организаций? Применительно к той или иной организационно-правовой форме коммерческих организаций порядок учреждения определяется соответствующими статьями ГК или специальными законами, например, Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.).
Общий порядок учреждения коммерческих организаций состоит в следующем. Коммерческая организация учреждается по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия учреждаются Правительствами РФ или субъектов РФ, соответствующими комитетами по управлению имуществом РФ или субъектов РФ.
В зависимости от избранной организационно-правовой формы коммерческой организации ее учредительными документами являются учредительный договор, учредительный договор и устав, либо только устав (п. 1 ст. 52 ГК). В соответствующих учредительных документах с учетом требований законодательства определяется право-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 62
вой статус той или иной коммерческой организации и другие интересы учредителей в связи с созданием коммерческой организации.
К коммерческим организациям, которые действуют исключительно на основании учредительного договора, относятся полные товарищества и товарищества на вере. Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Исключение составляют хозяйственные общества, создаваемые одним учредителем. В этом случае учредительный договор не заключается, учредитель утверждает только устав. Остальные коммерческие организации (акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) действуют только на основании устава.
В учредительных документах коммерческой организации определяется фирменное наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью коммерческой организации, а также содержатся другие сведения, предусмотренные специальными нормами ГК или специальными законами для коммерческих организаций соответствующего вида (например, п. 1 ст. 113 ГК; ст. 10 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»).
В учредительном договоре учредители фиксируют свою волю на создание коммерческой организации, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности. В договоре определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью коммерческой организации, выхода участников из ее состава.
Устав коммерческой организации определяет индивидуально-правовой статус коммерческой организации. В уставе в соответствии с общедозволительным правовым режимом может быть отражено все, что не противоречит действующему законодательству, но в соответствии с обязывающим началом правового регулирования в уставе должны быть определены сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК, а также другие сведения, предусмотренные законом для коммерческих организаций соответствующего вида. Так, например, устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций; их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 63
Государственная регистрация коммерческих организаций. Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).
Гражданским кодексом предусмотрена единая система государственной регистрации юридических лиц. Все юридические лица, в том числе коммерческие организации, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
Следует, однако, заметить, что впредь до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц (ст. 8 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса). Действующий порядок регистрации определен ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»,» Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» и рядом других специальных законов об отдельных видах коммерческих организаций. Государственная регистрация коммерческих организаций осуществляется в разных органах: обычно – Регистрационных палатах администраций субъектов РФ, но, в частности, кредитных организаций – в Центральном банке РФ; предприятий с иностранными инвестициями, начиная с определенного уровня уставного капитала, – в Минэкономики РФ.
Для государственной регистрации коммерческой организации ее учредители представляют следующие документы: заявление о регистрации; решение об учреждении коммерческой организации (в частности, учредительный договор); утвержденный устав; свидетельство об уплате государственной пошлины; документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала коммерческой организации, указанного в решении об учреждении коммерческой организации.
В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы. Так, для государственной регистрации кредитной организации необходимо представить в Центральный банк РФ также копии свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности; декларации о доходах учредителей – физических лиц; анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 64
Органы государственной регистрации не вправе требовать другие документы помимо указанных в законе, в противном случае их действия могут быть обжалованы в суде.
Решение о регистрации или отказе в регистрации коммерческой организации должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи учредителями необходимых для этого документов
Осуществляя государственную регистрацию коммерческих организаций, органы регистрации контролируют соблюдение установленных законом условий создания коммерческих организаций. При положительном решении вопроса основные данные о коммерческой организации, в том числе о ее фирменном наименовании, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При нарушении установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствии ее учредительных документов закону орган регистрации отказывает в государственной регистрации коммерческой организации. Отказ в регистрации по другим основаниям, в частности по мотивам нецелесообразности создания коммерческой организации, не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные органом регистрации учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК).
С момента государственной регистрации коммерческой организации возникает ее правоспособность, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности. Коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК) и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, предприятий с иностранными инвестициями – абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК), могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).
Иначе говоря, коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному режиму предпринимательства. Отсутствие законодательного требования о перечислении в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота, так как сделки коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, не могут быть признаны недействительными по основаниям противоречия ее целям.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 65
Коммерческая организация может быть ограничена в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). С момента признания коммерческой организации несостоятельной (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства запрещается отчуждение ее имущества, наступают также другие ограничения в правах (ст. 18 Закона РФ от 19 ноября 1993 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»). Решение об ограничении прав может быть обжаловано коммерческой организацией в суд.
Разумеется, правоспособность коммерческой организации может быть ограничена не только законом, но и по воле учредителя (учредителей), имеющего возможность определить цели деятельности коммерческой организации в ее учредительных документах, что следует из п. 1 ст. 49 ГК.

СЗРФ 1994 № 11. ст. 1194.
СЗРФ.1996. № 3.Ст. 140.
О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42 ст. 2322.
СЗ РФ. 1996. № 6 ст. 492.
Ведомости РСФСР. 1990. № 30. ст. 418.
СЗРФ 1994. № 11.Ст. 1194.
См., напр. ст. 12–17 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г.) // СЗ РФ 1996. № 6. ст. 492.
Ведомости РФ 1993. № 1Лицензирование деятельности коммерческих организаций. Помимо общего условия осуществления правосубъектности коммерческой организации, каким является факт ее государственной регистрации, ГК предусматривает специальные (дополнительные) условия осуществления правосубъектности коммерческих организаций. Таковыми являются различного рода разрешения на занятие определенными видами предпринимательской деятельности: лицензии, квалификационные аттестаты, квоты и т. п.
В соответствии со ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческая организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право коммерческой организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В настоящее время виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определены не только федеральными законами, как того требует ст. 49 ГК, но и другими правовыми актами, которые в соответствующей части следует признать нелегитимными. Так, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов лицензируемой деятельности, а также единый порядок выдачи лицензий.
Лицензирование – это административно-правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов коммерческой орга-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 66
низации с публичными интересами общества в целом. Возникающие при лицензировании правоотношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.
Следовательно, как и любая деятельность государственных органов, деятельность по лицензированию должна быть четко регламентирована в законе. При этом в основу решения вопроса о лицензировании того или иного вида предпринимательской деятельности должен быть положен принцип «лицензировать только то, что нельзя не лицензировать». Например, в целях обеспечения публичных интересов нельзя не лицензировать опасные для общества виды деятельности, высокодоходные виды деятельности и т. п.
Поскольку лицензирование – это деятельность государственных органов: Центрального банка РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др., – следует сделать вывод, что передача таких функций негосударственным структурам, различным ассоциациям, союзам и т. п. недопустима. Это прямо вытекает из ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Федерального закона РФ от 25 мая 1995 г.), запрещающей передачу хозяйствующим субъектам функций органов власти всех уровней. Вместе с тем допустимо делегирование полномочий государственных органов по лицензированию отдельных видов деятельности органам местного самоуправления.
Соответствующими законами предусматриваются основания для отказа в выдаче лицензий и отзыва лицензий. Перечень таких оснований является исчерпывающим (например, ст. 11, 20 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Отказ в выдаче лицензии либо отзыв лицензии по другим основаниям, кроме предусмотренных законом, не допускается и может быть обжалован в арбитражном суде.
Особо следует заметить, что безлицензионная деятельность предполагает применение к коммерческой организации гражданско-правовых и административно-правовых санкций.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные коммерческой организацией, не имеющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этой коммерческой организации, ее учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью коммерческой организации (ст. 173 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 67
В качестве примера административной ответственности можно привести норму ст. 157 КоАП,25 предусматривающую ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии) или нарушение условий, предусмотренных в лицензии, в виде штрафа или аннулирования лицензии.
Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена кроме того, уголовно-правовая ответственность. Новый Уголовный кодекс РФ предусмотрел ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171) и незаконную банковскую деятельность (ст. 172), выражающиеся в частности в осуществлении предпринимательской (банковской) деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования.

СЗРФ.1995. № 1.Ст.69.
СЗ РФ 1995. № 22 ст. 1977.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1993. ст. 6.

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

1. Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ.

Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила. 2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы.

4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств; уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

Помните, что "Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Первой стадией создания юридического лица является принятие решения о его создании. Решение о создании оформляется Протоколом Общего собрания Участников ЮЛ или Решением учредителя, собственника. На этой стадии учредители будущего юридического лица определяют:
1) Учредители коммерческой организации (хозяйственное общество может быть создано 1 лицом; учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из 1 лица; число акционеров ЗАО не должно превышать 50 (иначе - преобразование в ОАО или ликвидация); полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть ИП и коммерческие организации, участниками хозяйственных товариществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и ю/л).

2) Организационно-правовая форма (учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах).

3) Учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы учредительными документами могут быть - устав ((унитарные предприятия, кооперативы, АО); учредительный договор и устав (ООО и ОДО); учредительный договор (товарищества)).

4) Наименование коммерческой организации (должно содержать указание на его организационно-правовую форму; указание на характер деятельности должно присутствовать только в наименованиях унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законом; особый порядок для включения слов «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний) (право на фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности).



5) Место нахождения организации (место нахождения ю/л определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа).

6) Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда: Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд могут формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку (в некоторых случаях оценка должна проводиться независимым оценщиком).

Следующая стадия: Государственная регистрация (осуществляется ФНС РФ; срок - не более 5 рабочих дней; представляются документы (заявление, решение о создании, учредительные документы, выписка из реестра иностранных ю/л, документ об оплате государственной пошлины) (решение о государственной регистрации - основание внесения записи в соответствующий государственный реестр (момент записи в реестр - момент государственной регистрации).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией.Постановка на учет в государственных социальных фондах (в 5-дневный срок с момента регистрации регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ; фонды осуществляют регистрация; контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН осуществляется налоговыми органами). Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления необходимых документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем ю/л выступает ликвидируемое ю/л или если ю/л возникает в результате реорганизации ликвидируемого ю/л).



Печати (общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения; возможно указание наименования на иностранном языке или языке народов РФ; особый порядок установлен для воспроизведения Государственного герба РФ).

Регистрация в органах статистики (при идентификации ю/л используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ)).

Открытие расчетного счета в банке (счет открывается по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати; в течение 10 дней с момента открытия р/с организация обязана сообщить об этом в налоговый орган).

Определение инновационного проекта, его содержание.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. К основным элементам инновационного проекта относятся: сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта; комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей; организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества; основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ - для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятельно - для решения конкретной проблемы на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Классифицировать инновационные проекты можно по таким признакам: период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений. Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта: по стадиям инновационной деятельности; по процессу формирования и реализации; по элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.
С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия. В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:
формирование инновационной идеи (замысла). разработка проекта. реализация проекта. завершение проекта.

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке:

1) нормативно-явочном;

2) распорядительном;

3) разрешительном;

4) уведомительном.

Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Нормативно-явочный порядок регистрации применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила.

Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций. Их регистрация возможна после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы (статья 27 федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:

· внесения в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств (пункт 6 ст. 5 федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 5 ст.


5 федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ст. 19 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

· уведомления о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.



Поделиться