Презентация на тему справедливость. Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый. Обсуждение ситуации в рассказе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы светской этики Справедливость Урок 12. Г.о.Самара Составил Учитель МБОУ СОШ№85 Шмонина Наталья Александровна

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. Узнать о противоположных понятиях. Раскрыть смысл понятий «справедливость» и «несправедливость» Обсудить и усвоить с учащимися моральные правила справедливого человека.

3 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека. Воспитать в детях чувства справедливости. Развить учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию, делать выводы и обобщения. Развить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

4 слайд

Описание слайда:

Вы узнаете: Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

5 слайд

Описание слайда:

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Люк де Клапье Вовенарг знаменитый французский философ, моралист и писатель. Информационно - Аналитический блок

6 слайд

Описание слайда:

Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо. Что же такое справедливость? древнегреческий философ Справедливость – это совершенная благодетель. Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Аристотель Информационно - Аналитический блок

7 слайд

Описание слайда:

Несправедливость Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма» Шарль Луи Монтескье Информационно - Аналитический блок

8 слайд

Описание слайда:

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное» Информационно - Аналитический блок

9 слайд

Описание слайда:

Сравнение двух понятий: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов… Несправедливость – это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явлении это не хорошо и не плохо, это лишь инструмент, как элемент реальности это то, что мешает жить по своему усмотрению Информационно - Аналитический блок

10 слайд

Описание слайда:

Справедливость и несправедливость Жизненная несправедливость - это когда нежный цветок с огромным трудом пробивается сквозь толщу асфальта, чтобы в итоге быть раздавленным проезжающим автомобилем. Жизненная справедливость - это когда слабый уступает сильному, глупость уступает уму, а зло уступает добру. Информационно - Аналитический блок

11 слайд

Описание слайда:

К.Д. Ушинский “Дедушка и внучек” Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колена тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил ее мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой глиняной миске. У старика часто навертывались) слезы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упреками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно. Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребенок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки. “Что ты делаешь?” – спросил его отец. “Коробочки, – ответил сын, – чтобы кормить из них папашу с мамашей, когда они состарятся”. Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали, и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда не обращались с ним грубо. Информационно - Аналитический блок Уважай старика: сам будешь стар.

12 слайд

Описание слайда:

Что отличает справедливость от других качеств человека? Признаки справедливости - согласие и взаимность. Где есть согласие – там всегда присутствует и справедливость; это верно и для взаимности. Семейный уклад – в старину большая семья собиралась за столом и все члены семьи по очереди черпали ложкой еду из общей тарелки: так проявлялась справедливость. Социальный строй – забота о немощных, о стариках и детях есть проявление социальной справедливости. Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне -немецкий писатель Информационно - Аналитический блок

13 слайд

Описание слайда:

Правила справедливого человека Избегать в своих действиях зла. Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте. Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. Не посягать на личность и достоинство человека Исполнять обязанности перед другими и самим собой. Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить. Информационно - Аналитический блок

14 слайд

Описание слайда:

Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним. Виктор Франкл Вывод: австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Мотивационный блок.

15 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Первая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова. Вторая группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы. Мотивационный блок.

16 слайд

Описание слайда:

От старо-славянского слова праведный, правда. -правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон Пословицы: Всяк правды ищет, да не всяк её творит. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет. Правду, что шило в мешке не утаишь. Говоришь правду-правду и делай. Без правды не житьё-вытьё. В ком добра нет- в том и правды мало. ВЫВОД: Справедливость - это правда. Мотивационный блок.

17 слайд

Урок ОРКСЭ (Светская этика) 4класс

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Автор Н.В.Емелькина, учитель начальных классов ГБОУ Школа 2080 г. Москвы

Цель и задачи(УУД) (слайд 1,2)

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметные

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты: (слайд 3)

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана урока,сочинение.

Основные термины и понятия: справедливость, несправедливость, моральные правила, соразмерность, уравнивание.

Оборудование: учебник («Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5кл.» Москва, «Просвещение» 2012г), тетрадь, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Демонстрация эпизода из сказки «Золушка» (мачеха и Золушка). (слайд 4)

3. Беседа.

Ученики: Плохо, зло, неправильно, несправедливо…

Учитель: Именно о справедливости и несправедливости мы поговорим сегодня. Давайте запишем в тетрадь тему урока «Справедливость» (слайд 5) и подумаем

Что такое «справедливость»? (Учитель предъявляет первый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 6)

Ученики: …(ответы учащихся)

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом.

Но если обобщить, то справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью.(Определение записывают в тетрадь) (слайд 7)

Учитель: В каких произведениях русской литературы герои поступают несправедливо?

Ученики: “Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится” и др. (слайд 8)

Учитель: Могут ли “похожие ситуации” произойти в отношениях между людьми в повседневной жизни?

Ученики: (Ответы учащихся, примеры из жизни.)

Учитель: Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым? (Учитель предъявляет второй пункт плана работы на уроке на доске или слайде 9)

Ученики: затрудняются ответить.

4. Работа с литературой.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику. Какая страница нам поможет найти ответ? Работа по учебнику.

Ученики: предлагают прочитать ответ, опираясь на тему урока и опорные слова в тексте учебника, с. 29 2-7 абзац. Выписывают правила в тетрадь.

Учитель: Назовите противоположное по значению слово к слову «справедливый».

Ученики: несправедливый.

(Учитель предъявляет третий пункт плана работы на уроке на доске или слайде10)

Учитель: Что значит быть «несправедливым»?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Давайте узнаем, правы мы или нет? Поищем ответ в учебнике.

Ученики: Читают учебник с. 29 последний абзац.

Учитель: Какой вывод можно сделать из прочитанного абзаца? Подтвердите строками из текста.

Ученики: (Читают) Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки, не может их исправить и стать лучше, самосовершенствоваться.

Учитель: Послушайте, что говорил французский философ Ж.-Ж. Руссо о несправедливости: Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней. (Слайд 11)

Согласны ли вы с этим высказыванием сегодня?

Ученики: (Ответы детей.)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди считали справедливым одно и то же? (Учитель предъявляет четвёртый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 12 «История»)

5. Сообщения учащихся.

Учащиеся: (сообщения, подготовленные заранее (представления о справедливости у разных народов) (слайд 13)

Известны разные представления о справедливости. Например, в XIX в. Дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали, прежде всего, за благородное происхождение и за богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось правило «Око за око, зуб за зуб». И сегодня кое-где существует обычай кровной мести. Однако в современном обществе большинство людей считают это несправедливым и принимают меры для искоренения этого дикого обычая.

И др.

6. Работа с учебником.

Учитель: Как вы думаете, как определить что справедливо, а что нет? (Учитель предъявляет пятый пункт плана работы на уроке на доске или слайде14 «Признаки справедливости»)

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Давайте докажем, что мы правы, с помощью учебника. Какая страница нам поможет?

Учащиеся: читают с. 28 последний абзац, с. 29 1 абзац, записывают названия признаков в тетрадь (признак соразмерности, признак уравнивания)

7. Самостоятельное чтение учащихся.

Учитель: Познакомимся с рассказом Е.Пермяка “Самое страшное” (тексты у детей на партах).(слайд 15)

Учащиеся читают:

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Ничего не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился. Да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Один – одинёшенек!

8. Проверка восприятия. Беседа.

Учитель:

Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Справедливо ли окружающие поступили с Вовой?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Почему самое страшное на свете остаться одному?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика?

Учащиеся: отвечают.

9. Подведение итогов.(Слайд 16 с гиперссылками)

Учитель: Давайте подведём итог.

Учитель: Что значит «быть справедливым»?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Назовите признаки справедливости.

Учащиеся: соразмерность и уравнивание.

Учитель: Назовите моральные правила, которые надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим.

Учащиеся: отвечают (у. с.29)

Учитель: Быть справедливым сложно?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: (Самостоятельная творческая работа учащихся.) Сочините и запишите в тетрадь рассказ или сказку о справедливости.

10. Домашнее задание.

Учитель: (Задание на дом) Дома оформите сочинение в виде страницы книги для первоклассника.

На следующем уроке книгу для первоклассника собирают, оформляют обложку и обсуждают тексты. После урока книгу можно подарить ученикам первого класса или школьной библиотеке.



ЗАКОН И СПРАВЕДЛИВОСТЬУрок по предмету «Гражданское воспитание»
в 10 «А» и 10 «Б» классах
2 декабря 2015 г.
Преподаватель – Бурдейная С.

Цели урока:

В конце урока вы будете способны:
Идентифицировать различные определения понятия
«закон», адекватно использовать этот термин
Назвать первые письменные законы в истории
человечества. Выявить специфические черты
законов различных эпохи и стран
Анализировать взаимосвязь понятий «закон» и
«справедливость» в контексте сегодняшних реалий

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Французский математик,
механик, физик,
литератор и философ.
Классик французской
литературы, один из
основателей
математического
анализа, теории
вероятностей и
проективной геометрии

«Справедливость без власти беспомощна, власть без справедливости – тиранична» (Блез Паскаль)

«Справедливос
ть без власти
беспомощна,
власть без
справедливост
и – тиранична»
(Блез
Паскаль)

ФЕМИДА

В древнегреческой
мифологии богиня
правосудия, вторая
супруга Зевса. У римлян -
Юстиция.
Изображается с повязкой на
глазах, весами и мечом в
руках.
Иносказательно Фемида -
правосудие, закон; весы
Фемиды - символ
правосудия; слуги (жрецы)
Фемиды - слуги закона,
судьи

АСТРЕЯ

В греческой
мифологии богиня
справедливости.
По преданию,
является
дочерью Зевса и
Фемиды, а также
сестрой
Стыдливости.

Первый письменный закон

Свод законов Хамураппи

Создан вавилонским царем Хаммурапи (приблизительно в 1792 - 1750
годах до н. э.).
Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе
раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней
Месопотамии).
Свод законов написан на чёрном базальтовом столбе и состоит из 282
законов (37 уничтожено). Законы выбиты клинописью на обеих
сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского
языка.
В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий
законы из рук бога солнца Шамаша.
Оригинал хранится в Лувре. Точные копии столба находятся в Москве,
в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева -
филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

ЗАКОН

Нормативный акт,
постановление
высшего органа
государственной
власти, принятый в
установленном
порядке и имеющий
юридическую силу

Закон

Правило общественного поведения,
являющееся общепринятым,
обязательным, непреложным; ОБЫЧАЙ

ЗАКОН

Связь, устойчивые
взаимоотношения
между явлениями,
между причиной и
следствием

ЗАКОН

Основное
положение какой-либо
деятельности, творчества, игры и
т. п.

ЗАКОН

Система нравственных и обрядовых
требований, принципов какого-либо
религиозного учения

Домашнее задание:

Составить 5 предложений со словом
«ЗАКОН», используя его в каждом
из 5ти предложенных значений
Составить Свод законов
сообщества «NEXT-2»,
состоящий, как минимум, из 5
пунктов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Справедливость

Вспомните, у вас были ситуации, когда с вами поступили несправедливо?

Сердце подскажет Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает. – Я же поделился и дал Жене его половину. – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо. – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась. – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо. – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные? – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

– Как поступить в данной ситуации справедливо? -Что подсказывает вам ваше сердце? – Почему Саша поступил несправедливо? – Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?

Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).

Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Русская энциклопедия)

Мудрые мысли. Если сила соединиться со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза. Эсхил Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. В. Гюго Видеть несправедливость и молчать- это значит самому участвовать в ней. Ж.Ж. Руссо

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие,с весами в одной руке и мечом в другой - такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Справедливость – совершенная добродетель Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.

В XIX веке дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за высокое положение и за богатство, а не заслуги и выдающиеся способности. Это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось «Око за око, зуб за зуб» И сегодня еще существует обычай кровной мести.

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»

«Моральные правила» - Избегать в своих действиях зла(унижения достоинства, обмана и насилия) - Стремиться в борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть - Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения Стремиться найти решение, которое устроило бы всех Соблюдение прав других людей;

Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости: * соответствие действительности; * хорошее и непредубежденное отношение к людям; * исполнение закона.

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость». Как аукнется, такова ему и плата Любишь кататься, Око за око, Что посеешь, Где справедливость, Кто за правое дело стоит, Как нажито, Каков работник - так и откликнется так и прожито зуб за зуб. то и пожнёшь там и правда. тот всегда победит. люби и саночки возить

Заставил задуматься… -навёл меня на размышления… -я узнал на уроке… -я считаю нужным запомнить… Рефлексия. Закончи предложение. - с егодня я узнал… -было интересно…

http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://900igr.net/kartinki/biologija/stroenie-serdtsa/005-aristotel.html http://dreamworlds.ru/kartinki/22986-boginja-pravosudija-femida.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0 ttp%3A%2F%2Fmaxpark.com%2Fstatic%2Fu%2Farticle_image%2F13%2F06%2F08%2FtmpcU8uHW.jpeg http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp0%2Csource%2Cweb_tdi%2Curl%2Cp1&text ru. wikipedia .org › Квинт Туллий Цицерон Источник: http:// www.aphorisme.ru / about-authors / eshil /?q=4472


Предлагаю урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: "Справдливость".

Задачи урока:

v Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.

v Воспитание в детях чувства справедливости.

v Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

v Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:

Словесные;

Частично-поисковый;

Методы самостоятельной работы;

Элементы исследовательского метода.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

с п р а в е д л и в о с т ь

Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н. , учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этики

Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Корзина идей

Стол переговоров

Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Вывод:

В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым?

Корзина идей Толковые словари:

Корзина идей Афоризмы: Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Д/З?

Проверка работы групп:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.

Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Обсуждение ситуации в рассказе. Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. Справедливо ли мама наказала Иринку? Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет. Хлеб-соль кушай,

Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Предварительный просмотр:

Разработка урока.

Тема: Справедливость.

Модуль «Основы светской этики»

Место урока в курсе: урок № 12

Класс: четвертый

Количество часов: 1 час

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи урока:

  1. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
  2. Воспитание в детях чувства справедливости.
  3. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  4. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:

Словесные;

Частично-поисковый;

Методы самостоятельной работы;

Элементы исследовательского метода.

Формы организации познавательной деятельности :

Коллективная;

Фронтальная;

Групповая; * Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

Ожидаемые результаты:

Умение поступать по справедливости,

Соблюдать моральные правила,

Умение оценивать свои поступки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Поставка темы и цели урока.

У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1

(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3

Работа с понятием «справедливость».

(Используется прием «Корзина идей») слайд 4

Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)

А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»

Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)

Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).

Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5

Учитель: Притча «Справедливость»

слайд 6 - Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

Слайд 7

Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Слайд 8

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

Слайд 9

Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.

Учитель: слайд 10

В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

А что значит быть справедливым?

На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.

Работа с различными источниками информации.

слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,

слайд 12 вторая группа составит пословицы о справедливости.

  1. слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.

Проверка работы групп:

Слайд 14 - 20

Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21

Чтение рассказа по ролям.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

Девяносто пять. А тебе?

А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

У! А я море мог переплыть!

Подумаешь - море! Я океан переплывал!

А я раньше летать умел!

А ну, полети!

Сейчас не могу: разучился.

А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Без головы?

Конечно, без головы. Зачем мне голова?

Как же ты шёл без головы?

Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

Почему же ты теперь с головой?

Другая выросла.

«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

Вовсе нет.

Почему же ты теперь живой?

Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,

Ничего подобного. Я не про это.

Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.

Ха-ха-ха! Вот это враки!

А вот и не враки!

Как же ты мог раздавить автобус?

Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

Не веришь? Честное слово!

На чём же ты летал?

На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

Что же ты там на Луне видел?

Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.

Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

Конечно, летал.

Почему же ничего не видел?

А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...

А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Вот врут-то! И вам не стыдно?

А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

А ты думаешь, легко выдумывать!

Чего проще!

Ну, выдумай что-нибудь.

Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э

Ну, что ты всё «э» да «э»!

Сейчас! Дайте подумать.

Ну, думай, думай!

Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...

Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!

Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

Ничего. Как было, так и рассказал.

А говорил - выдумывать мастер!

Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Какая польза?

А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

А тебе что?

Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!

Сами вы брехуны!

Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.

Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

Меня мама гулять не пускала.

За что?

За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

А вы разве не хотите сами?

Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22

Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

Справедливо ли мама наказала Иринку?

Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

Вывод. слайд 23

Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?

Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

Заключение. Слайд 24-25

Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель ):

Владей собой среди толпы смятенной.

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив

Равно встречай успех и поруганье,

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов.

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!



Поделиться