Какой этап творческого воображения является наиболее важным. XI.3. Этапы творческого воображения. Основные функции мышления

Этапы творческого воображения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Этапы творческого воображения.
Рубрика (тематическая категория) Литература

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - ϶ᴛᴏ психический процесс создания новых образов предмета͵ ситуации на базе ранее воспринятых.

Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

Ø проблемная ситуация носит неопределœенный характер, ᴛ.ᴇ. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

Ø когда крайне важно представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

Ø когда крайне важно представить образы исторического прошлого;

Ø когда крайне важно представить то, что будет в будущем;

Ø когда крайне важно представить то, чего не было в действительности.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Οʜᴎ имеют сходства и различия.

Общее:

И воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

Имеют опережающий характер;

Способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

Воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

Мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;

Продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

Виды воображения.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение должна быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.

3. Реализация замысла.

Воссоздающее активное воображение – создание образов на базе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К примеру, сон.

Пассивное должна быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. К примеру, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. К примеру, в полудремотном состоянии, во сне.

Опыт №16 (стр.
Размещено на реф.рф
123 Петровский)

Цель: изучить репродуктивное воображение.

Оборудование: 5 задач.

Этапы творческого воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы творческого воображения." 2017, 2018.

Этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи;

“вынашивание” замысла;

реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

  • возникновение творческой идеи;
  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез , реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

“Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

1. Воображение и его роль в деятельности человека.

2. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Эмоции и воображение.

3. Каковы основные виды воображения?

4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990.

2. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.

3. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

5. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1993.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, М., 1986.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.

8. Гофруа. Что такое психология. М., 1994.

9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

10. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

11. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

12. Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1993.

13. Психологические исследования представлений и воображения. - “Известия АПН РСФСР”. М., 1956, вып. 76.

Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.

Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.

Можно выделить такие особенности творческого воображения:

  • с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
  • может быть как произвольным, так и непроизвольным;
  • способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
  • взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.

Этапы творческого воображения:

  1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.
  2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.
  3. Реализация замысла.

Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов. Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

  1. Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).
  2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим.
  3. Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).
  4. Типизация – отнесение объекта к определенному типу.
  5. Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).
  6. Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации.

Методы развития творческого воображения

Развитие творческого воображения происходит от непроизвольного к произвольному, и от воссоздающего к творческому. Как и другие психические процессы, оно проходит определенные этапы развития. Первый охватывает детство и юность, характеризуется волшебными, фантастическими представления о мире и отсутствием рационального компонента. На втором этапе происходят сложные изменения, вследствие перестроек в организме и самосознании, процессы восприятия становятся более объективными. Рациональный компонент появляется на третьей стадии развития воображения, оно начинает подчиняться рассудку, и именно из-за этой практичности часто приходит у взрослых в упадок.

Связь воображения с творчеством выражается в том, что они опираются на представления. Развить воображение можно с помощью таких приемов:



Поделиться