Типовая методика выполнения измерений (определения) количества природного газа для распределения небаланса между поставщиками и потребителями на территории РФ. Особенности учета «разбаланса» в региональных компаниях по реализации газа Способы устранения н

Я не знаю, как обстоят дела на ГРС других ЮЛ - могу говорить только о ГРС своего трансгаза.

Трансгаз является поставщиком газа для МРГ, который осуществляет поставку газа непосредственным потребителям и осуществляет с ними расчёты. Поэтому трансгаз, как ЮЛ, финансово никак не заинтересовано в искажении показаний расхода, а представители МРГ не могут осуществлять какие-либо манипуляции с приборами измерения расхода газа на ГРС трансгаза (это не их объекты).

Ситуация, когда МРГ не может собрать с потребителей оплату за весь газ, отпущенный с ГРС, встречаются повсеместно и, как показывает практика, в 99% случаев это связано не с неправильным (во всех смыслах) измерением расхода газа на ГРС. Представители МРГ ежегодно посещают все наши ГРС с проверками. На узлах измерения расхода ими опломбировано всё, что можно (и даже то, что, как мы думали, опломбировать невозможно). Все изменения параметров прописываются в электронные архивы вычислителей и дублируются (через систему телемеханики) на компьютерах диспетчерской службы.

"Уход нуля" скорее характерен для датчиков давления (особенно "абсолютников"), но если расход газа начинает отличаться от среднестатистических значений, то сразу начинается выяснение причин.

Поэтому я предлагаю "не искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет".

Алексей Георгиевич, да я и не собирался "искать кошек" просто вопрос был задан о теоретической возможности манипулирования балансом на ГРС - теоретически возможности есть...

Что касается практически, то тут с вами полностью согласен, вероятность достаточно низка - насколько я знаю, у каждого регионального представительства Трансгаза есть промежуточные поставщики, со своими узлами учета... И вроде бы балансы в системе, довольно жестко, отслеживаются - сколько пришло в систему через дожимные станции, столько же должно выйти через ГРС, поэтому чтобы качественно смухлевать нужно одновременно подкрутить СИ на всех этапах поставки газа, что достаточно маловероятно...

А вот когда газ попадает в МРГ, то там черных дыр появляется гораздо больше, к примеру - мало того что МРГ использует для расчетов другую плотность газа(относительную, по воздуху), так они еще ее как-то усредняют по некоторым своим расчетам(для сезона, полугода, года - трудно сказать)- возможно, что там все законно, но со стороны выглядит подозрительно...

Опять же температурные коэффициенты для СИ без температурной коррекции, установленных на улице - где это учитывается, что СИ стоит на улице, как они применяются? А если СИ стоит в помещении, но расход достаточно большой(колонка, котелок) и газ не успевает прогреться и идет достаточно холодный, это где-то учитывается?!

Разбаланс газа – это разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета на ГРС) и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО.

Ответственность за разбаланс газа распределяется между поставщиками газа и газораспределительными организациями следующим образом.

На финансовый результат поставщика должны относиться:
— отклонения от фактического потребления газа населением;
— отклонения, связанные с погрешностью приборов измерения;

Все иные причины возникновения разбаланса относятся на финансовый результат газораспределительной организации.

В Российской Федерации отсутствует современная нормативная база определяющая порядок ведения бухгалтерского учета газоснабжения с учетом специфики, определяемой разбалансом газа.

Однако в том случае, если отсутствует нормативная база для отражения в учете тех или иных факторов хозяйственной деятельности, бухгалтерским законодательством предусмотрено право хозяйствующего субъекта закреплять разработанные варианты учета в учетной политике организации.

В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении региональных компаний по реализации газа специалистами налоговых органов Российской Федерации устанавливались различные варианты учета «разбаланса» газа, многие из них, становятся предметами судебных разбирательств.

Однако в газосбытовых организациях начинает складываться следующая практика учета разбаланса газа, которая наиболее полно отвечает требованиям бухгалтерского и налогового законодательства. Рассмотрим ее на примере ООО «Регионгаз»:

Учет разбаланса газа на примере ООО «Регионгаз»
«Разбаланс» газа – это разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика и объемом газа, реализованным потребителем.

1. Порядок учета положительного «разбаланса»:

— организацией на конец месяца фиксируется положительная разница между объемом реализованного и закупленного газа, то есть организация реализует больше газа, нежели закупает;

— разницу между реализованным и приобретенным объемами газа организация считает товаром, полученным безвозмездно, и начисляет внереализационный доход.

2. Порядок учета «отрицательного» разбаланса:

— организацией на конец месяца фиксируется отрицательная разница между объемами реализованного и приобретенного газа, то есть организация реализовала меньше газа, чем приобрела;

— организация выставляет счет-фактуру на транспортирующую (газораспределительную) организацию на весь объем отрицательного разбаланса газа, уплачивает НДС;

— поскольку транспортирующая (газораспределительная) в большинстве случаев не подтверждает дебиторскую задолженность, то в учете данная сумма остается в качестве неподтвержденной дебиторской задолженности до конца года;

— по итогам года по решению совета директоров данная сумма неподтвержденной дебиторской задолженности списывается за счет чистой прибыли Общества.

Данная методика учета не является универсальной, но, по мнению налоговых органов, она наиболее полно отвечает требованиям действующего бухгалтерского и налогового законодательства.
Стоит отметить, что в большинстве реализующих компаний существует следующая тенденция – в период с января по март – более вероятен положительный разбаланс, с апреля по сентябрь – отрицательный и с октября по декабрь – отрицательный. Это связано с сезонными особенностями потребления природного газа, как населением, так и промышленными организациями.
Вследствие таких сезонных колебаний к проблеме учета разбаланса следует подходить комплексно и рассматривать ситуацию в каждом конкретном случае не в рамках одного календарного месяца, а оценивать разбаланс по году. И в случае его наличия производить детализацию по месяцам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»
(ФГУП ВНИИМС)
ГОССТАНДАРТА РОССИИ

Государственная система обеспечения единства измерений.

Объем и масса нефти и нефтепродуктов.
Методика оценки точности измерений (определения)
количества нефти и нефтепродуктов при распределении
небаланса между поставщиками и потребителями в
ОАО «ЛУКОЙЛ»

МИ 2772-2002

Москва
2002

РАЗРАБОТАНА

ФГУП ВНИИМС

ИСПОЛНИТЕЛИ

Б.М. Беляев

Ю.А. Богданов (рук. темы)

А.И. Вересков

УТВЕРЖДЕНА

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА

ВВЕДЕНА

ВПЕРВЫЕ

1. Введение

1.1. Настоящая рекомендация распространяется на объем и массу нефти и нефтепродуктов и устанавливает методику оценки точности измерений (определения) количества нефти и нефтепродуктов при распределении небаланса между поставщиками и потребителями в ОАО «ЛУКОЙЛ».

1.2. Исходные положения, принятые при решении задачи распределения небаланса, и особенности её постановки приведены в приложении .

1.3. Рекомендация разработана с учетом требований МИ 2525-99 «ГСИ. Рекомендации по метрологии, утверждаемые Государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России».

2. Классификация систем передачи и распределения продукта

К типовым системам «поставщики-потребители (получатели)», применяемым в практике , отнесены следующие:

2.1. Простейшая система «один поставщик, один получатель» представлена схемой 1 на рис. . Этот случай соответствует, например, отпуску нефти в танкер, когда количество измеряют дважды - вначале береговыми узлами учета, затем судовыми средствами измерений.

Рисунок 1

Схемы связей в системах «поставщики-потребители». Обозначения: () - участники учетной операции; двумя горизонтальными чертами обозначены пункты передачи продукта; двойными вертикальными - направления передачи продукта с выполнением измерений его количества (на схеме 3 прямоугольником обозначен промежуточный участник учетной операции)

2.2. Система «один поставщик, несколько получателей» представленная схемой 2 на рис. , реализуется при передаче нефти по нефтепроводу. Отпускаемое количество измеряют узлом учета, затем части этого количества измеряют получатели.

2.3. Система «несколько поставщиков, несколько получателей» представлена схемой 3 на рис. . Примером служит работа нефтебазы.

2.4. Система с достаточно общей структурой связей представлена схемой 4 на рис. . Например, это может быть система транспортировки и поставки нефти от исходных поставщиков к конечным потребителям через промежуточные звенья.

Схема 4 наглядно демонстрирует возможное многообразие связей в системах «поставщики-потребители». Вторая из рассмотренных систем является частным случаем четвертой и входит в нее как подсистема. Отличительная особенность систем 3 и 4 - наличие в них промежуточных участников учетных операций, которые одновременно являются получателями и поставщиками продукта.

3. Метод решения

3.1. Задачу многомерного статистического анализа решают путем выполнения операций, приведенных ниже.

a ij = 1, если j-й участник является поставщиком в i-м пункте,

a ij = -1, если j-й участник является получателем в i-м пункте,

a ij = 0, если j-й участник не участвует в i-м пункте передачи продукта, где a ij - элемент, находящийся на пересечении i-й строки и j-го столбца.

Требуется определить учетные значения u = (u 1 …, u n).

распределении небаланса Учетные значения определяют в оптимизационной задачи результате решения

при ограничениях в виде неравенств

Двойные вертикальные черты в () обозначают норму вектора , определенную равенством

Примечание - Метод решения задачи, как и его модификация, описанная в п. , соответствует статистическому методу оценки параметров, который позволяет получать как традиционные, так и робастные оценки . В соответствии с теорией математической статистики значение р в () следует выбирать в зависимости от вида распределения погрешностей измерений. В частности, при нормальном законе распределения оценки с оптимальными статистическими свойствами получают при р = 2 по методу наименьших квадратов.

Все расчеты проводят с помощью программы, разработанной ВНИИМС, в автоматическом режиме.

3.5. Алгоритм расчета учетных значений по методу п. основан на итерационной процедуре, на каждом шаге которой определяют вектор приближенных значений ũ q , где q - номер итерации.

3.5.1. Проверяют выполнение неравенств (), подставляя в них u = ũ q , и при необходимости корректируют значения ũ q .

3.5.2. Рассчитывают вектор разности между измеренными и приближенными значениями v - ũ q .

3.5.3. Рассчитывают вектор небаланса приближенных значений, в соответствии с формулой (), равный Аũ (вектор размерности m).

3.5.4. Полученные значения векторов v - ũ q и Аũ подставляют в (). Вектор приближенных значений ũ q определяют так, чтобы значение левой части () на текущей итерации было меньше соответствующего значения на предыдущей итерации.

Наличие первого слагаемого в () обеспечивает близость учетных значений к измеренным. Второе слагаемое включено в () для минимизации величины остаточного небаланса учетных значений, равного Аu.

3.6. Учитывают, что ограничения () связаны с тем, что назначение учетного значения u j , отличного от результата измерений v j более чем на величину предела допускаемой абсолютной погрешности Δ j , может вызвать несогласие j-го участника учетной операции (см. п. ).

3.7. Полученное решение удовлетворяет ограничениям (), однако при этом распределение небаланса может оказаться либо полным, либо частичным - в зависимости от конкретных числовых значений исходных данных. Исходя из практических потребностей пользователя и стоящей перед ним задачи, актуальным может оказаться полное распределение небаланса. В связи с этим предусмотрен второй вариант решения задачи.

3.13. В программе предусмотрена возможность выбора значения управляющего параметра р (см. п. ), который влияет на решение задачи следующим образом: его значение определяет, будет ли небаланс распределен в большей степени между «крупными» участниками учетной операции или его распределение будет более равномерным. Исходя из этого, пользователь может выбрать наиболее подходящее значение параметра в диапазоне, указанном в п. . В другом варианте можно использовать результаты анализа данных и рекомендацию по выбору значения р, полученные программой.

3.13.1. Программой проводится проверка статистической гипотезы о соответствии погрешностей результатов измерений нормальному распределению. В случае принятия гипотезы рекомендовано значение р = 2, что соответствует методу наименьших квадратов.

3.13.2. По договоренности с заказчиком при разработке программы может быть выбрано и зафиксировано определенное значение параметра, либо его значение может варьировать оператор. В последнем случае при расчете по методу п. можно рекомендовать следующую последовательность действий. Проводят расчет по программе при значении р = 2. Если небаланс оказался распределенным полностью, решение получено. Если нет, постепенно изменяя значение параметра, добиться по возможности полного сведения баланса.

3.14. Используемый метод статистической обработки данных помимо самих оценок истинных значений позволяет получать величины стандартных отклонений оценок (см. выдачу программы в приложении ). На основании этих величин с учетом известных значений пределов допускаемых погрешностей измерений рассчитывают показатели точности определения количества нефти и нефтепродуктов.

3.15. Из общих теоретических результатов [ , ] следует, что полученные по данной методике оценки являются более точными по сравнению с исходными результатами измерений (обладают меньшей дисперсией).

4. Алгоритмическая и программная реализация

Сформулированная задача решена в алгоритме и реализующей его программе «Баланс нефти и нефтепродуктов в ОАО «ЛУКОЙЛ», разработанных ВНИИМС. Математическое обеспечение учитывает специальный вид и структуру данных конкретных задач. Структура связей в системе «поставщики-потребители» должна быть задана заказчиком в виде схемы (рисунка) и матрицы (таблицы) и согласована с разработчиком.

В программе сведения баланса предусмотрены дополнительные возможности. Для определенных участников учетной операции (например, для некоторых из поставщиков) могут быть зафиксированы исходные измеренные значения, остающиеся неизменными в результате решения задачи. Может быть предусмотрена возможность учета естественной убыли и потерь продукта в пределах установленной нормы, которые в этом случае не будут влиять на величину исходного небаланса по результатам измерений.

6.1. Задают числовые значения следующих величин:

n - число участников учетной операции,

m - число пунктов передачи продукта,

v 1 , …, v n - результаты измерений количества,

Δ 1 , …, Δ n - пределы допускаемых абсолютных погрешностей измерений.

6.2. Структуру связей в системе задают с помощью матрицы (таблицы) А размера m×n, элементы которой определяют по правилу, сформулированному в п. .

7. Выполнение расчетов

7.1. Для получения учетных значений количества продукта, корректирующих количеств (равных разности между учетным и измеренным значениями) и коэффициентов коррекции (равных отношению учетного значения к измеренному) к измеренным значениям, величины остаточного небаланса (если таковой имеется), данные, перечисленные в разделе , обрабатывают по методу, описанному в разделе .

7.2. Расчет проводят по программе «Баланс нефти и нефтепродуктов в ОАО «ЛУКОЙЛ».

8. Инженерная методика расчета

8.1. Алгоритмы сведения балансов между поставщиками и потребителями, описанные в предыдущих разделах, позволяют оптимизировать эту процедуру для большого количества участников учетно-расчетных операций. Поэтому в их основе используют методы последовательных итерационных процедур. В то же время в практике часто встречаются задачи сведения небаланса между двумя участниками сделки: поставщиком и потребителем. При этом можно использовать более простые методы, основанные на применении коэффициентов весомости распределения небаланса в зависимости от соотношения погрешностей измерений количества у поставщика и потребителя. Ниже рассмотрена методика распределения небаланса для такой задачи.

8.2. Условия задачи

Поставщик измерил количество отпущенного товара М 1 с абсолютной погрешностью δМ 1 Это значение зафиксировано в накладной.

Потребитель, получив товар, измерил его количество М 2 с абсолютной погрешностью δМ 2 . Это значение отражено в акте приемки.

Поставлена задача: получить откорректированные значения Mʹ 1 и Мʹ 2 которые должны быть зафиксированы у поставщика и потребителя, исходя из условия Mʹ 1 = Мʹ 2 (принимают, что естественная убыль при поставке товара отсутствует).

8.3. Решение задачи

Проводят ранжирование полученных значений М 1 ; δМ 1 и М 2 ; δМ 2 по величине погрешности.

1 вариант

Пусть |δМ 1 | < |δМ 2 |, тогда имеем при М 1 > М 2:

при М 1 < М 2:

2 вариант

Пусть |δМ 2 | < |δМ 1 |, тогда имеем при М 2 > М 1:

при М 2 < М 1:

Таким образом, накладную отгрузки и акт приемки следует откорректировать на величину 94,4 т.

Приложение А

Обработка результатов измерений количества нефти и нефтепродуктов при их передаче от поставщиков к потребителям требует использования специальной статистической процедуры. Это связано, во-первых, со сложной структурой связей в системе «поставщики-потребители», характерной для большинства таких систем, а во-вторых, с часто имеющим место на практике значительным отклонением результатов измерений отдельными участниками учетных операций от истинных значений, происходящим из-за нарушений условий, регламентированных МВИ, потерь и других причин. Вследствие этого распределение погрешности результатов измерений может не соответствовать нормальному закону и являться причиной возникновения больших значений небаланса (разницы между результатами измерений поставщиков и потребителей), существенно превосходящих значения, которые могут быть обусловлены погрешностями средств измерений.

При обработке результатов измерений необходимо принимать во внимание перечисленные особенности задачи, целью которой является определение значений количества нефти и нефтепродуктов (далее - продукта) при учетных операциях (далее - учетных значений).

Оптимальная статистическая процедура должна использовать всю имеющуюся информацию, в частности, условие баланса, т.е. равенства значений отпущенного и полученного количеств продукта. Такая процедура служит для коррекции результатов измерений с учетом условия баланса в качестве дополнительной информации.

Скорректированные таким способом результаты измерений должны удовлетворять условию баланса, что свидетельствует о повышении точности измерений и позволяет решать задачу распределения небаланса между поставщиками и потребителями.

Проблема статистической обработки данных при постановке задачи имеет следующие особенности. Во-первых, в общем случае требуется решить задачу многомерного статистического анализа с ограничением на переменные , которое является математическим выражением условия баланса. Например, в системе 2 на рис. - это равенство значений количества продукта, отпущенного поставщиком, и полученного потребителями.

Другая особенность связана с отмеченным выше возможным отклонением от нормального закона распределения погрешностей измерений отдельными участниками учетных операций. В случаях, когда это происходит, необходимо привлечение робастных методов статистической обработки данных, т.е. методов, устойчивых по отношению к отклонениям от нормального закона .

Исходными данными для решения задачи служат результаты измерений, значения пределов погрешностей измерений и структура связей в системе «поставщики-потребители». При нормальном законе распределения погрешностей измерений для некоторых частных видов систем с несложной структурой решение может быть получено аналитически. В общем случае решение носит алгоритмический характер и реализуется с помощью специальной программы, разработанной ВНИИМС.

Приложение Б

Пример расчета основан на программе «Баланс нефти и нефтепродуктов в ОАО «ЛУКОЙЛ», разработанной ФГУП ВНИИМС.

Определены учетные значения и сведен баланс количества продукта, измеренного в м 3 , по результатам измерений за отчетный период в системе со структурой связей, показанной на рис. . Номера с 1 по 10 соответствуют номерам участников учетной операции на этом рисунке.

Исходные числовые данные измерений v j и пределов погрешностей Δ j содержатся в выдаче программы, представленной ниже.

Проиллюстрируем некоторые этапы методики на этом примере.

В соответствии со схемой на рис. и правилом в п. матрица А имеет вид

По формуле () вектор исходного небаланса d равен

68500 + 33600 - 51000 - 29900 - 20100 = 1100

51000 - 22400 - 13900 - 13500 = 1200

29900 - 21000 - 8400 = 500.

Предел допускаемого исходного небаланса, вектор d n равен

1027 + 604 + 1020 + 747 + 502 = 3900

1020 + 560 + 403 + 391 = 2374

747 + 525 + 243 = 1515.

Сопоставляя соответствующие компоненты векторов d и d n , убеждаемся, что сформулированное в п. условие полного сведения баланса выполнено. В результате проверки статистической гипотезы убеждаемся, что нет оснований сомневаться в соответствии погрешностей результатов измерений нормальному распределению (эта проверка, как и все приводимые здесь вычисления, выполняются программой в автоматическом режиме.)

В представленном фрагменте выдачи программы корректирующее количество равно разности между учетным и измеренным значениями, коэффициент коррекции - отношению этих величин. Решение получено при значении параметра р = 2, что соответствует нормальному закону распределения погрешностей результатов измерений. Можно убедиться, что для полученных учетных значений выполнены соотношения (), то есть баланс сведен полностью.

Таблица взаимного влияния факторов (справочная) характеризует степень статистической связи между участниками учетной операции в соответствии с принятой нумерацией.

Рисунок Б.1

Схема связей в системе «поставщики-потребители». Обозначения: (1), (2) - поставщики; (3), (4) - промежуточные участники учетной операции; (5) - (10) - потребители; двумя горизонтальными чертами обозначены пункты передачи продукта; двойными вертикальными - направления передачи продукта с выполнением измерений его количества

Пункт передачи продукта 1 (* поставщики отмечены звездочкой)

Измеренное значение

Предел погр. отн., %, абс

Учетное значение

Корректир. количество

Коэффициент коррекции

68500

1,50

1027

67497

1002

0,9854

33600

1,80

33252

0,9897

51000

2,00

1020

50624

0,9926

29900

2,50

29786

0,9962

20100

2,50

20339

1,0119

Измерено: поставщики 102100, получатели 101000, исходный небаланс 1100

Учтено: поставщики 100750, получатели 100750, остаточный небаланс 0

Пункт передачи продукта 2

Измеренное значение

Предел погр. отн., %, абс

Учетное значение

Корректир. количество

Коэффициент коррекции

51000

2,00

1020

50624

0,9926

22400

2,50

22810

1,0183

13900

2,90

14112

1,0153

13500

2,90

13700

1,0149

Измерено: поставщики 51000, получатели 49800, исходный небаланс 1200

Учтено: поставщики 50624, получатели 50624, остаточный небаланс 0

Пункт передачи продукта 3

Измеренное значение

Предел погр. отн., %, абс

Учетное значение

Корректир. количество

Коэффициент коррекции

29900

2,50

29786

0,9962

21000

2,50

21317

1,0151

8400

2,90

8468

1,0081

Измерено: поставщики 29900, получатели 29400, исходный небаланс 500

Учтено: поставщики 29786, получатели 29786, остаточный небаланс 0

Сводная информация

Измеренное значение

Погрешность отн., % абс

Учетное значение

Корректир. количество

Коэффициент коррекции

Станд. откл. учетного знач.

68500

1,50

1027

67497

1002

0,9854

33600

ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ 28 июня 2005 г. N СН-3923/9 (Д) В целях урегулирования разногласий, возникающих при проведении расчетов между поставщиками, потребителями газа и газораспределительными организациями, оказывающими услуги по транспортировке газа (далее - ГРО), по вопросу учета потерь газа ФСТ России дает разъяснения. Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами: а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления; б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО; в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ; г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.); д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям; е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа. Не относится к разбалансу газа и далее не рассматривается потребление газа ГРО на плановые собственные и технологические нужды (использование газа на собственных котельных и газопотребляющих установках, проведение регламентных работ по обслуживанию систем газоснабжения и т.п.). Указанный объем газа должен оплачиваться ГРО по отдельному договору на общих условиях для всех потребителей. При этом указанные расходы в случае их обоснованности в части, относимой на регулируемый вид деятельности, учитываются при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы) по статье "материальные расходы". Ответственность за разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными причинами, по мнению ФСТ России, распределяется между поставщиком газа и ГРО следующим образом. На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные: вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа. В этом случае ФСТ России считает целесообразным проводить соответствующую работу с целью приведения установленных нормативов потребления газа к обоснованному уровню. Кроме того, считаем необходимым проведение работы по внедрению приборов учета газа у населения, в том числе на ГРП и ШРП, распределяющих газ на жилые микрорайоны; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения. Погрешность приборов учета определяется на основании паспортных данных и в соответствии с ГОСТом 8.143-75. В этом случае ФСТ России считает целесообразным в технических соглашениях и договорах поставки газа предусматривать механизм урегулирования разногласий, а также проводить необходимую работу по замене устаревшего оборудования на узлах учета газа. Для целей определения фактического потребления газа населением, не имеющим приборов учета, рекомендуем использовать РД 153-39.0-071-01, утвержденный Приказом Минэнерго России от 04.04.01 N 100. Финансовые потери от разбаланса газа, вызванного прочими причинами, в том числе несоблюдением технологического режима транспортировки газа по вине ГРО, должны относиться на финансовый результат ГРО с учетом следующих замечаний. Объем газа, использованный ГРО при локализации и ликвидации аварий, для проведения внепланового отключения или подключения оборудования или отдельных участков газопроводов и т.п., должен быть оплачен организацией, по вине которой потребовалось производить указанные работы. Соответственно указанные расходы не могут быть учтены при установлении тарифа ГРО. Кроме того, соответствующие расходы по страхованию, в том числе и объектов газоснабжения на случай аварийных ситуаций, могут быть учтены при установлении тарифов. Объем технологических потерь газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.) и соответственно уровень расходов ГРО по этой статье в целях расчета тарифов ГРО определяется по "Методике определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа" РД 153-39.4-079-01, принятой и введенной в действие Приказом Минэнерго России от 01.08.01 N 231. При этом необходимо отметить, что размер учтенных при расчете тарифа технологических потерь не может превышать 0,5% - 0,6% от общего объема транспортировки газа. В отношении объемов газа, использованных при ликвидации аварийных ситуаций, а также связанных с технологическими потерями, не должен применяться тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Одновременно прошу считать информационное письмо ФЭК России от 08.08.2003 N ЮС-2831/9 утратившим силу. Руководитель С.Г.НОВИКОВ 28 июня 2005 г. N СН-3923/9

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

[Разъяснения по вопросу учета потерь газа]

В целях урегулирования разногласий, возникающих при проведении расчетов между поставщиками, потребителями газа и газораспределительными организациями, оказывающими услуги по транспортировке газа (далее - ГРО), по вопросу учета потерь газа ФСТ России дает разъяснения.

Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС) и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае, их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами:

а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления;

б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО;

в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ;

г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.):

д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям;

е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа.

Не относится к разбалансу газа и далее не рассматривается потребление газа ГРО на плановые собственные и технологические нужды (использование газа на собственных котельных и газопотребляющих установках, проведение регламентных работ по обслуживанию систем газоснабжения и т.п.). Указанный объем газа должен оплачиваться ГРО по отдельному договору на общих условиях для всех потребителей. При этом указанные расходы в случае их обоснованности в части, относимой на регулируемый вид деятельности, учитываются при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы) по статье "материальные расходы".

Ответственность за разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными причинами, по мнению ФСТ России, распределяется между поставщиком газа и ГРО следующим образом.

На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные:

вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа. В этом случае ФСТ России считает целесообразным проводить соответствующую работу с целью приведения установленных нормативов потребления газа к обоснованному уровню. Кроме того, считаем необходимым проведение работы по внедрению приборов учета газа у населения, в том числе на ГРП и ШРП, распределяющих газ на жилые микрорайоны;

вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения. Погрешность приборов учета определяется на основании паспортных данных и в соответствии с ГОСТом 8.143-75. В этом случае ФСТ России считает целесообразным в технических соглашениях и договорах поставки газа предусматривать механизм урегулирования разногласий, а также проводить необходимую работу по замене устаревшего оборудования на узлах учета газа.

Для целей определения фактического потребления газа населением, не имеющим приборов учета, рекомендуем использовать РД 153-39.0-071-01 , утвержденный приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100 .

Финансовые потери от разбаланса газа, вызванного прочими причинами, в том числе несоблюдением технологического режима транспортировки газа по вине ГРО, должны относиться на финансовый результат ГРО с учетом следующих замечаний.

Объем газа, использованный ГРО при локализации и ликвидации аварий, для проведения внепланового отключения или подключения оборудования или отдельных участков газопроводов и т.п., должен быть оплачен организацией, по вине которой потребовалось производить указанные работы. Соответственно указанные расходы не могут быть учтены при установлении тарифа ГРО.

Кроме того, соответствующие расходы по страхованию, в том числе и объектов газоснабжения на случай аварийных ситуаций, могут быть учтены при установлении тарифов.

Объем технологических потерь газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.) и соответственно уровень расходов ГРО по этой статье в целях расчета тарифов ГРО определяется по "Методике определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа" РД 153-39.4-079-01 . принятой и введенной в действие приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 231 .

При этом необходимо отметить, что размер учтенных при расчете тарифа технологических потерь не может превышать 0,5% - 0,6% от общего объема транспортировки газа.

В отношении объемов газа, использованных при ликвидации аварийных ситуаций, а также связанных с технологическими потерями, не должен применяться тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Одновременно прошу считать информационное письмо ФЭК России от 08.08.2003 N ЮС-2831/9 утратившим силу.

Руководитель
С.Г.Новиков

Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Федеральной службы по тарифам",
N 17, 29 июня,2005 год



Поделиться
Copyright © 2024. stenco-rostov.ru. Свой бизнес - Информационный портал. Все права защищены.