В чем заключены характерные черты труда человека. Трудовая деятельность. Рациональная организация рабочего места

Менеджер это человек, который наделен соответствующими полномочиями принимать решения и вести за собой других людей, направляя на достижение общих целей. Менеджер это лидер организации, обладающий формальной властью. Власть предоставляет менеджеру возможность влиять на других людей. Влияние менеджер может оказывать разными способами, в зависимости от этого различаются формы власти: власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, на знаниях, личных качествах, на законе, на убеждении и привлечении сотрудников. Труд менеджера специфичен – его предметом и продуктом является информация, а объектом люди. Труд менеджера преимущественно умственный, сложный, его не возможно измерить в количестве произведенного продукта. Это труд, который требует достаточно глубоких профессиональных знаний, а так же природных способностей оказывать влияние на других людей. Место менеджера в любой организации весьма своеобразно – будучи наделен властью, менеджер выступает связующим звеном между организацией и ее сотрудниками, между организацией и внешней средой, между различными уровнями иерархии организации.

Управленческая работа по своей сути очень сильно отличается от неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой генерального директора, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Её отличительными чертами являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

Особенности управленческого труда: характерные черты этого труда.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:

· постановка задачи;

· поиск информации вручную и с использованием компьютеров;

· анализ информации;

· группировка информации (вручную или с использованием компьютера);

· простейшие расчеты без компьютера;

· расчеты с применением компьютера;

· подготовка решений;

· принятие решений индивидуально;

· принятие решений коллегиально;

· оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей.

Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Один из классиков менеджмента американский ученый Г. Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Однако, в современной литературе более широкое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой процесс управления заключается в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Уровни управления

Несмотря на общность функций, управленческий труд, так же как и любой другой, является дифференцированным. Одна из форм управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

Для выполнения производственных работ горизонтально разделённая управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу других руководителей, пока мы не спустимся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления. Как правило, выделяют три уровня управления: руководителей низового звена или операционных управляющих, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена. Графически уровни управления изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровни управления

Руководители низового звена

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Это – мастер, мастер смены, заведующий отделом. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена.

Руководители среднего звена

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан, управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии. В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение.

Руководители высшего звена

Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена их всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей - с министрами, а в университете - с канцлерами (ректорами) колледжей.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.

Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки (Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990). Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо. Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок.

После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу: «Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, - огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный.

Основная причина тому - работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать

определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность.

Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость. Ниже приводится пример того, как расходуется это время.

Незапланированные встречи 10%

Поездки, осмотры 3%

Работа с бумагами 22%

Запланированные заседания, встречи 88%

Разговоры по телефону 6%

В течение жизни в каждый момент человек находится в одном из двух состояний - деятельности или бездействия. Деятельность (а также занятия, действия как часть деятельности) - это одна из форм существования людей, активный процесс, в котором реализуются физические и умственные силы человека, направленные на удовлетворения каких-либо потребностей. Бездействие - пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами вынужденного (время болезни др.) или добровольного бездействия.

Труд - это вид деятельности человека. Но не всякая деятельность является трудом. В чем же различие между этими понятиями?

В деятельности можно выделить части сознательную и инстинктивную. Подавляющая часть деятельности людей сознательна (осознанна), т.е. осуществляется на основе внутренне аргументированных побуждений. Инстинктивная же деятельность определяется передающимися на генном уровне по наследству безусловными рефлексами. Инстинктивное поведение человека и животных имеет одну природу и не является трудом.

Сознательную часть деятельности можно подразделить на труд и нетрудовую часть. Основными критериями, отличающими труд от нетрудовой деятельности, будут:

  1. связь с созиданием благ,
  2. связь с целенаправленностью,
  3. отношение к легитимности,
  4. востребованность.

Рассмотрим отмеченные четыре положения:

  • труд - это созидание, т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ или восстановление утраченного. Таков труд рабочего, фермера, инженера, художника, врача, уборщицы и т.п. Отметим здесь, что транспортировка и хранение товаров являются необходимыми частями процесса доведения их от производителя к потребителю, а поэтому эти процессы относятся к сфере материального производства. Деятельность же, не связанная с созиданием, трудом не является. Например, игры как средство развлечения, путешествия и прогулки как средство отдыха, прием лечебных процедур, прием пищи. Деятельность, совершаемая человеком во время отдыха, развлечений, лечения, питания в отличие от труда связана с потреблением благ для восстановления своей работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;
  • трудом может быть только целенаправленная деятельность; бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, т.к. это бездарное расходование человеческой энергии, не имеющее позитивных последствий;
  • к труду относится только легитимная (не запрещенная) деятельность; запрещенная, не легитимная, преступная деятельность трудом быть не может, так как она деструктивна, направлена, как правило, на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;
  • труд - это востребованная деятельность. Если человек затратил время и усилия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным, то такую деятельность также нельзя считать трудом, например, затраты рабочего времени на выпуск неисправимо бракованной продукции по вине работника.

Лишь наличие всех этих качеств деятельности одновременно будет характеризовать трудовую деятельность - труд.

Таким образом труд - это сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека (людей) по производству (созиданию) материальных или духовных благ (вещей, товаров, услуг, произведений науки, культуры, искусства и др.), способных удовлетворять определенные человеческие потребности и востребованных людьми.

Процесс труда предполагает наличие следующих составных частей:

  1. предмета труда - вещества природы или предмета, уже претерпевшего воздействие труда, или объекта оказания услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью придания им новых свойств, полезных человеку;
  2. средств труда - всего того, при помощи чего работник воздействует на предмет труда и что создает ему необходимые условия для труда. К средствам труда относятся: орудия труда (инструменты, станки, машины, механизмы, аппараты и другое технологическое оборудование); здания и помещения, в которых осуществляется процесс труда; сооружения, необходимые для обеспечения труда (дороги, мосты, эстакады, емкости и т.п.);
  3. технологии деятельности, или способа воздействия на предмет труда. Целенаправленность деятельности предполагает наличие знаний и (или) умений для выполнения той или иной работы. Строгое последовательное выполнение действий, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему новых свойств, формы, взаимного расположения частей, местоположения в пространстве составляет содержание технологии деятельности;
  4. организации труда - определенного порядка построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника с предметами и орудиями труда и производственного взаимодействия людей друг с другом в трудовом процессе;
  5. осмысленного воздействия человека на предмет труда с использованием необходимых средств, технологии и организации труда для придания ему (предмету) свойств, удовлетворяющих те или иные потребности.

В представлении о труде выделяют разные аспекты:

  • экономические (рынок труда, трудовая занятость населения, производительность труда, его цена, организация и нормирование, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
  • социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация труда, социальное партнерство и др.);
  • психофизиологические (тяжесть, напряженность, гигиена труда и др.);
  • технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, энерговооруженность и техника безопасности труда и др.);
  • правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда и др.).

Во многих случаях подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в очень тесной зависимости.

Так, например, рациональное разделение труда на предприятии может быть достигнуто только при учете экономических, психо-физиологических и социальных критериев; социальное партнерство предполагает решение социальных и экономических задач на основе их четкого правового регулирования; оплата труда решает экономические и социальные задачи, опираясь на трудовое законодательство и т.д.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Характерные черты деятельности человека:

    Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

    Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).

    Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).

    Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

В основе деятельности лежат потребности человека.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Материальная деятельность - это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Ценностно-ориентировочная деятельность - это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности:

    по объектам и результатам деятельности - создание материальных благ или культурных ценностей;

    по субъекту деятельности - индивидуальная и коллективная;

    по характеру самой деятельности - например, репродуктивная или творческая;

    по соответствию правовым нормам - законная и незаконная;

    по соответствию моральным нормам - моральная и аморальная;

    по соотношению с общественным прогрессом - прогрессивная и реакционная;

    по сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Основные виды человеческой деятельности:

    Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

    Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

    Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

    Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

    Творчество - это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция - знание, способы получения которого не осознаются.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _______________(А). Она носит условный __________________(Б) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ___________________(В), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают __________________(Г). Он обеспечивает не только существование человеческого ___________________(Д), но является также условием его непрерывного _______________(Е). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

В приведенном ниже списке слова даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) культура

2) характер

6) глобализация

7) развитие

8) общество

9) признак

3, 2, 4, 5, 8, 7

3. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции XVIII века. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности.

    Речь идет о ценностно-ориентировочной деятельности.

4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

(…) Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали желез­ные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. (…)

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и неза­метней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчёты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней стано­вились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий (…). Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершен­ство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармониче­ское единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершен­ство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нель­зя отнять. Машина на пределе своего развития - это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведённому до совершенства, не видно, как оно созда­валось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки ме­ханизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

(А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»)

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатлённый в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте опреде­ление творческой деятельности.

4)Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мне­нию автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

1. Три примера преобразовательной деятельности человека:

    прокладывание железных дорог;

    строительство заводов;

    бурение нефтяных скважин.

2. Две отличительные черты деятельности человека:

    практическая полезность («…машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг».);

    преобразующий характер («у простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки ме­ханизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем»).

3. 1) Дан утвердительный ответ.

Аргументация ответа:

2) Автор описывает появление результатов нового, более совершенного качества предметов в результате труда человека («Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершен­ство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармониче­ское единство, которое сродни прекрасному стихотворению»).

3) Творческая деятельность - это деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее в природе.

4. Конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мне­нию автора, является стремление к совершенству: «Как видно, совершен­ство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нель­зя отнять». Своё мнение и своё объяснение.

Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда - одна из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу спроса и предложения труда. На рынке труда продается не сам труд, а его услуги .

Рынок труда обладает следующими особенностями:

  • 1) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления;
  • 2) специфичностью реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной непосредственно с личностью работника;
  • 3) длительностью взаимоотношений продавца (работника) и покупателя (работодателя);
  • 4) мобильностью рабочей силы;
  • 5) работники значительно отличаются друг от друга своими качествами, а работы - требуемой квалификацией и условиями труда;
  • 6) компенсация за труд представлена не только зарплатой, но и определенными льготами (оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, питание и т.д.);
  • 7) большая роль неденежных факторов: условия труда, сложность, престижность и т.д.;
  • 8) на рынке труда присутствует множество институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

Инфраструктура рынка труда представлена биржами, центрами по переквалификации, фондами занятости и т.д.

В центре деятельности рынка труда стоят определение условий обмена труда на деньги (количество продаваемого и покупаемого труда, его цен и т.д.) и сам процесс обмена, что делает его наиболее важным из всех рынков в современной экономике как для отдельной личности, так и для общества в целом .

Компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение (услуг труда).

Спрос на труд зависит от уровня развития экономики и научно-технического прогресса, наличия и состояния других факторов производства, качества рабочей силы, размеров рынка сбыта продукции и является производным от величины спроса на товары и услуги, произведенные с помощью труда.

В качестве субъектов спроса на рынке труда выступают частные предприниматели и государство. Объем спроса на труд обратно пропорционален цене ресурса (ставке заработной платы). При уменьшении ставки заработной платы величина спроса на труд возрастает, при уменьшении - снижается. Зависимость между величиной заработной платы и объемов спроса на труд выражается кривой спроса на труд (см. рисунок 1.1): D L =MRP.

Рисунок 1.1 - Кривая спроса на труд

рынок правовой труд конкуренция

Кривая спроса на труд для отдельной фирмы представляет собой кривую предельного дохода от предельного продукта труда. Доход от предельного продукта труда показывает дополнительный доход от найма каждой дополнительной единицы труда и рассчитывается так:

Предельный продукт труда (MP L) - это дополнительная продукция, созданная дополнительной единицей труда (?Q/?L). Предельный доход (MR) - это дополнительный доход фирмы, который может быть получен при реализации дополнительной единицы продукции (?TR/?Q). Отсюда:

MRP L = (?Q/?L)Ч(?TR/?Q) = ?TR/?L (1.2)

Данная формула показывает, каким образом изменяется вклад услуг труда в зависимости от количества нанятых работников .

Спрос на труд всех фирм в данной отрасли образует отраслевой спрос на труд. Рыночной спрос на труд - это сумма объемов спроса на труд по всем отраслям. Графически кривые отраслевого и рыночного спроса на труд получаем суммированием по горизонтали соответственно кривых индивидуального и отраслевого спроса. Наклон данных кривых определяется эластичностью спроса на труд по цене (ставке заработной платы), который характеризует изменения спроса на труд (?L) в зависимости от изменения ставки заработной платы (?W).

Эластичность отраслевого спроса на труд рассчитывается по формуле

E L = (?L/L) / (?W/W), (1.3)

где L - количество чел.-ч; W - ставка заработной платы в отрасли.

Эластичность спроса на труд зависит от следующих факторов:

  • · эластичность спроса по цене для продукции отрасли. Чем эластичнее спрос по цене на готовую продукцию, тем эластичнее спрос на труд по заработной плате и наоборот;
  • · наличие ресурсов-заменителей. Чем больше возможность применять их там, где используется труд, тем более эластичен спрос на труд и тем большее снижение занятости в отрасли в ответ на снижение ставки заработной платы;
  • · эластичность предложения других ресурсов, используемых в отрасли. Чем неэластичнее предложение ресурсов-заменителей, тем неэластичнее спрос на труд при изменении ставки заработной платы;
  • · время. В долгосрочном плане спрос на труд более эластичен, нежели в краткосрочном.

Эластичность рыночного спроса на труд определяется соотношением объемов спроса на труд отдельных отраслей в общем объеме спроса и эластичностью отраслевого спроса на труд.

Предложение труда проявляется в желании и способности индивида работать определенное количество времени за заработную плату, установленную рынком труда на уровне альтернативной цены труда .

Предложение труда определяется численностью населения, количеством рабочего времени в день, неделю, месяц, год, производительностью и квалифицированностью работников, а также миграцией рабочей силы. График индивидуального предложения представлен на рис. 1.2.

Чтобы понять характер индивидуального предложения труда, необходимо рассмотреть эффекты дохода и замещения при изменениях заработной платы .

Эффект замещения основывается на замещении работником свободного времени рабочим для получения дополнительного заработка, т.е. досуг замещается набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на дополнительную зарплату. В этом случае кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон, что означает увеличение рабочего времени с ростом зарплаты. Однако при насыщении потребностей работника даже при повышении зарплаты предложение труда будет сокращаться, при этом начинает действовать эффект дохода, т.е. ценность свободного времени становится выше дополнительного дохода. Эффект дохода возникает потому, что в случае роста заработной платы, при любом данном количестве рабочих часов денежный доход человека становится больше. Известно, что ростом дохода работник увеличивает потребление нормальных благ. Досуг - нормальное благо. Следовательно, при росте заработной платы возникает эффект дохода, который заставляет человека отдавать больше часов досугу. Это означает, что предложение снижается в ответ на рост оплаты труда.


Рисунок 1.2 - Кривая индивидуального предложения труда

Таким образом, выделяют три отрезка кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.2). На первом действует эффект замещения: при росте ставки заработной платы с W 1 до W 2 количество рабочего времени увеличивается с H 1 до H 2 . На втором эффект дохода равен эффекту замещения. Это выражается в росте заработной платы с W 2 до W 3 при неизменном количестве рабочего времени H 2 . На третьем отрезке эффект дохода превышает эффект замещения: повышение заработной платы с W 3 до W 4 ведет к сокращению рабочего времени с H 2 до H 3 .

Кривая отраслевого предложения труда имеет отличие от кривой индивидуального предложения труда (см. рисунок 1.3). Она показывает рост желающих наниматься на работу при повышении заработной платы: не все достигли определенного благосостояния, при котором ценность свободного времени выше, чем рабочего, поэтому на рынке труда всегда есть желающие наняться на работу.

Рисунок 1.3 - Кривая отраслевого предложения труда

Точка пересечения этих кривых (К) представляет равновесное состояние, характеризующееся равновесным количеством труда и равновесной заработной платой. Классики считали, что в равновесном состоянии на рынке труда достигается полная и эффективная занятость в экономике. Она является полной, так как все желающие будут обеспечены рабочими местами, а все фирмы смогут нанять нужное количество работников. В то же время такой уровень занятости эффективен, поскольку и последний нанятый работник получит в форме зарплаты то, что он производит .

Равновесное состояние рынка труда в точке К согласно теории классической школы является устойчивым, и любые отклонения от такого состояния автоматически порождают тенденцию возврата к равновесному состоянию.

Так, если реальная заработная плата установится выше равновесной (щ 1), то возникает безработица, и появившееся избыточное предложение труда (Ls1 - Ld1) снизит заработную плату. Принято считать, что такая ситуация объясняется снижением номинальной зарплаты (W) под влиянием вынужденной безработицы. Затем последует понижение цен (Р), но в меньшей степени, чем номинальная зарплата. Таким образом, реальная заработная плата будет стремиться к понижению вплоть до равновесного состояния (щ 0) и, наоборот, если зарплата установится ниже равновесного уровня (щ 2), то в экономике возникает неудовлетворенный спрос на труд (Ld2 - Ls2). Чтобы заполнить свободные рабочие места, предприниматели вынуждены повышать зарплату, и в итоге она вернется к равновесному уровню (щ 0). Следовательно, уровни заработной платы щ 1 и щ 2 характеризуются неустойчивостью. Рыночный механизм должен автоматически восстановить нарушенное равновесие и тем самым предотвратить вынужденную безработицу. Полностью или частично заблокировать действие рыночного механизма может только в неконкурентное воздействие. Оно может исходить со стороны государства, за которым сохраняется право устанавливать неоправданно высокий минимум заработной платы, или профсоюзов, ведущих борьбу за ее повышение.

На рынке труда определяется не только равновесная величина применяемого в производстве труда(L 0) и равновесная заработная плата (щ 0), но и равновесный объем произведенного ВВП (Y). Достаточно установить равновесный объем труда, чтобы с помощью производственной функции определить равновесный уровень национального продукта .

В макроэкономике совокупная производственная функция, получается, посредством агрегирования множества производственных функций индивидуальных субъектов рынка. На уровне отдельной фирмы производственная функция вида Y = f (х1, x2,…, хn) выражает техническое соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов производства. На макроэкономическом уровне все факторы производства могут быть сведены к земле (Q), труду (L) и капиталу (K). Поэтому агрегированная производственная функция имеет вид: Y = f (Q, L, K). Однако в краткосрочном периоде величина применяемого капитала остается неизменной (К = const). От земли как производственного ресурса в условиях научно-технического прогресса и высокого технического уровня используемых технологий можно абстрагироваться. В результате в краткосрочных макроэкономических моделях единственным переменным фактором остается труд (L), и агрегированная производственная функция принимает вид: Y = Y(L).

Следовательно, агрегированная производная функция отражает зависимость между затратами труда и уровнем национального дохода (выпуска). На рисунке 1.2 представлена графическая интерпретация производственной функции. Кривая возрастает, ибо с увеличением количества применяемого труда растет объем выпуска (дохода), однако, судя по форме кривой, темп его роста замедляется, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности переменного ресурса .

Таким образом, определив на рынке труда равновесный уровень занятости, возможно сразу же, используя агрегированную производственную функцию, рассчитать равновесный объем производства (ВВП).

Взаимосвязь рынка труда и агрегированной производственной функции графически изображена на рисунке 1.3.

Итак, равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной заработной платы, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной заработной плате предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда L E (в соответствии с производственной функцией) создается национальный доход, равный Y E . Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода полной занятости .

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сделать вывод о том, что рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.

Спрос на труд определяется его производительностью, которая зависит от уровня развития экономики, научно-технического прогресса, качества рабочей силы, состояния других факторов производства, размеров рынка сбыта продукции и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью труда.

Индивидуальное предложение труда может иметь как прямую, так и обратную зависимость от ставки заработной платы, что объясняется влиянием эффектов дохода и замещения. Отраслевое предложение труда имеет только прямую зависимость от заработной платы.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.



Поделиться