Проведение внеплановых проверок управляющих организаций администрацией. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуще

Об утверждении Порядка проведения внеплановых проверок
деятельности управляющих организаций, осуществляющих
управление многоквартирными домами на территории
муниципального образования "Город Ижевск"

В целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Ижевск" (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

И.о. Главы Администрации г. Ижевска
И.В.МАРИНИН

Утвержден
постановлением
Администрации города Ижевска
от 1 октября 2013 г. № 1200

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ
ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ИЖЕВСК"

1. Настоящий Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (далее - Управляющая организация) на территории муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Порядок), является нормативным правовым актом, определяющим процедуру проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации на основании ст. 165 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

2. Полномочия по организации и проведению внеплановых проверок деятельности Управляющих организаций осуществляет отраслевой орган - структурное подразделение Администрации города Ижевска - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Уполномоченный орган).

3. Основанием проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации является обращение заявителя (ей) (далее - заявитель) о невыполнении Управляющей организацией принятых обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом.

4. Уполномоченный орган проводит внеплановую проверку деятельности Управляющей организации на основании обращения заявителя, к которым относятся:
- собственники помещений в многоквартирном доме;
- председатель совета многоквартирного дома (далее - председатель);
- органы управления товарищества собственников жилья;
- органы управления жилищного кооператива;
- органы управления иного специализированного потребительского кооператива.

5. Обращения заявителя оформляются по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

6. Предметом внеплановой проверки деятельности Управляющей организации является наличие или отсутствие факта невыполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом, на нарушение которых указано в обращении заявителя.

7. Уполномоченный орган проводит внеплановую проверку деятельности Управляющей организации по выполнению обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в течение 5 календарных дней со дня обращения заявителя. Под днем обращения заявителя в настоящем Порядке понимается день регистрации в установленном порядке обращения заявителя в Уполномоченном органе.

8. К обращению заявителя прикладываются следующие документы:
- документ, подтверждающий правомочия лица на обращение о проведении внеплановой проверки на основании ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ (для собственника - копия документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о регистрации права собственности, копия договора передачи помещения в собственность; для председателя - копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе председателя; для органов управления товарищества собственников жилья - копия протокола о выборе органов управления; для органов управления жилищного кооператива - копия протокола о выборе органов управления; для органов управления иного специализированного потребительского кооператива - копия протокола о выборе органов управления);
- копия договора управления многоквартирным домом (при наличии);
- документы, подтверждающие невыполнение Управляющей организацией своих обязательств (при наличии).

9. Внеплановая проверка деятельности Управляющей организации проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка проводится путем изучения документов, представленных заявителем и Управляющей организацией.
Выездная проверка проводится в случаях:
- необходимости осмотра элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к услуге и (или) работе, указанной в обращении заявителя; проверки коммунальной услуги, предоставление которой является обязательной исходя из уровня благоустройства данного многоквартирного дома, указанной в обращении заявителя; выполнения иных необходимых мероприятий;
- если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Управляющей организацией.
При выездной проверке Управляющая организация обязана представлять оригиналы испрашиваемых документов.

10. Уполномоченный орган не позднее одного рабочего дня со дня обращения в рамках организации внеплановой проверки деятельности Управляющей организации:
извещает Управляющую организацию о поступлении обращения с указанием условий договора управления многоквартирным домом, на невыполнение которых указывается в обращении заявителя, даты и номера регистрации обращения;
запрашивает у Управляющей организации документы, указанные в пункте 11 Порядка.

11. Уполномоченный орган запрашивает у Управляющей организации для проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации в зависимости от существа обращения следующие документы:
- копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или копия решения органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым утверждены условия договора управления многоквартирным домом;
- копия плана работы на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности и сроков осуществления работ (услуг) (при необходимости);
- сведения о выполнении работ и (оказании услуг) и о причинах отклонения от плана (при необходимости);
- копии документов (актов) о приемке результатов работ (услуг), указанных в обращении заявителя;
- копии актов осмотра элементов общего имущества в многоквартирном доме, относящихся к услуге и (или) работе, указанной в обращении;
- копии документов (актов) проверки состояния общего имущества органами государственного жилищного надзора;
- копии документов, входящих в состав технической и иной документации, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила).

12. Управляющая организация обязана предоставить в Уполномоченный орган запрашиваемые документы согласно пункту 11 Порядка в течение одного рабочего дня с момента получения извещения об обращении заявителя путем отправления их по факсу или в форме отсканированного документа по электронной почте.

13. Управляющая организация вправе предоставить в Уполномоченный орган письменное объяснение по существу обращения в течение одного рабочего дня с момента получения извещения об обращении.

14. Уполномоченный орган при проведении внеплановой проверки деятельности Управляющей организации исходит из ответственности Управляющей организации по обязательствам, возникшим при осуществлении управления многоквартирным домом, установленным ЖК РФ:
а) ч. 2.2 ст. 161 - при заключении договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
б) ч. 2.3 ст. 161 - при выборе Управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса, проводимого в случаях и в порядке, установленных ч. 4 ст. 161, а в предусмотренном ч. 14 ст. 161 случае - при заключении договора управления многоквартирным домом застройщиком с Управляющей организацией.

15. При внеплановой проверке деятельности Управляющей организации выполнения обязательств по оказанию услуг и (или) выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество, проверяется:
а) входит ли указанная в обращении услуга и (или) работа в перечень услуг и работ, указанных в договоре управления многоквартирным домом, и обязана ли Управляющая организация выполнять указанную в обращении услугу и (или) работу в соответствии с требованиями Правил и минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Перечень);
б) входит ли указанная в обращении услуга и (или) работа в план работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, соответствует ли такой план условиям договора управления многоквартирным домом, соблюдается ли периодичность (срок выполнения) услуги и (или) работы и выполнено ли Управляющей организацией обязательство по своевременному предоставлению услуги и (или) выполнению работы;
в) соответствует ли качество указанной в обращении услуги и (или) работы требованиям Правил;
г) необходима ли указанная в обращении услуга и (или) работа для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в данном доме - в случае, если услуга и (или) работа не входят в Перечень.

16. При внеплановой проверке деятельности Управляющей организации выполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг проверяется:
является ли предоставление коммунальной услуги, указанной в обращении, обязательным исходя из уровня благоустройства данного многоквартирного дома. При этом понятие уровня благоустройства определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

17. В случае необходимости Уполномоченный орган привлекает к участию внеплановой проверки организации, обслуживающие жилые дома, исполнителей коммунальных услуг, иные организации, содействие которых необходимо при рассмотрении документов Управляющей организации; при осмотре элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; по проведению экспертиз и обследований, направленных на установление фактов невыполнения Управляющей организацией обязательств.

18. По результатам проведенной внеплановой проверки деятельности Управляющей организации Уполномоченный орган оформляет акт проверки, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по итогам внеплановой проверки деятельности Управляющей организации. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Акт проверки оформляется Уполномоченным органом на бланке Уполномоченного органа по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

19. В случае если Уполномоченный орган делает вывод о том, что внеплановая проверка деятельности Управляющей организации выявила факт невыполнения Управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в акте проверки должно быть указано, какое именно обязательство по договору управления многоквартирным домом не выполняется Управляющей организацией.
В случае выявления в результате внеплановой проверки деятельности Управляющей организации невыполнения Управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Уполномоченный орган осуществляет мероприятия по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о расторжении договора управления многоквартирным домом с Управляющей организацией, в действиях (бездействии) которой выявлено невыполнение обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, и о выборе новой Управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформляется протоколом, копия которого направляется в течение пяти рабочих дней со дня его составления в Управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.

20. В случае отсутствия фактов невыполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом, данное обстоятельство фиксируется в акте проверки.
О результатах проверки сообщается заявителю в установленные действующим законодательством Российской Федерации сроки.

21. В случае выявления при проведении внеплановой проверки нарушений Управляющей организацией требований, установленных федеральными законами, законами Удмуртской Республики, а также муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений, Уполномоченный орган направляет в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), материалы проверки для рассмотрения и принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к административной ответственности (Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике).

Приложение № 1
к Порядку проведения внеплановых
проверок деятельности Управляющих организаций,
осуществляющих управление многоквартирными домами
на территории муниципального образования "Город Ижевск"

В Управление жилищно-коммунального
хозяйства Администрации города Ижевска -
Уполномоченному органу за организацию
и проведение внеплановой проверки
деятельности Управляющих организаций
от кого _______________________________,
адрес: ________________________________,
телефон _______________________________.

Обращение
о невыполнении Управляющей организацией принятых
обязательств

Заявитель является ________________________________________________________
(собственником помещения в многоквартирном доме/
председателем совета многоквартирного дома/
представителем совета многоквартирного дома/органом
управления товариществом собственников жилья/органом
управления жилищного кооператива/органом управления
иного специализированного потребительского кооператива
многоквартирного дома),
расположенного по адресу: _____________________________, что подтверждается

(правоустанавливающие документы)
В соответствии с решением _____________________________________________
(общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме/общего собрания членов
товарищества собственников жилья/жилищного
кооператива, иного специализированного
потребительского кооператива)
Управляющей организацией указанного дома выбрана
__________________________________________________________________________.

В связи с нарушениями условий договора управления многоквартирным
домом, а именно __________________________________________________________,

(указать факты нарушения условий договора управления)
прошу организовать проведение внеплановой проверки деятельности Управляющей
организации ______________________________________________________________.

(наименование юридического лица)
Приложения (при наличии):
1. Копия договора _________________ от "__"___________ ______ г. № ___.
2. Документы, подтверждающие невыполнение Управляющей организацией
своих обязательств.
3. Доверенность от "__" _________ ____г. № ___ (в случае, если
обращение подается представителем заявителя).
"__"___________ ____ г.
Заявитель:
____________________
(Ф.И.О., подпись)
М.П.

?

Для сведения. Руководитель образовательной организации в соответствии с трудовым договором имеет право знакомиться с текстом жалоб, которые поступают на вверенную ему образовательную организацию или на него лично, кроме того, необходимо помнить, что осуществление мероприятий по контролю без распорядительного акта уполномоченного органа незаконно. Очень часто на практике по факту обращений граждан в организацию направляется проверяющий из муниципального органа управления образования, но никаких разрешений на проверку (чаще всего — устное поручение начальства «разобраться»), следовательно, и на принятие мер по её результатам нет!

Вопросу обращений граждан, их анонимности и порядку их рассмотрения будет посвящена отдельная публикация.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание — выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приёма в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения.

Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за её предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании. В связи с этим, руководитель организации должен чётко понимать предмет контроля и во время осуществления мероприятий по контролю сосредоточить своё внимание именно на её предмете.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после её завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ , то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок , который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования — это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчёт не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчёт о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает приём в данную организацию.

Наконец, если по возбуждённому делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия. В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Для руководителей образовательных организаций также полезным будет знать, что в Федеральном законе № 294-ФЗ закреплен (пункт 3.1.) перечень мероприятий по контролю, которые не регулируются данным законом. Особого внимания заслуживает контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере. Очень часто приходится отвечать на вопросы «Почему финансовые проверки проводятся так часто и почему нет никакой закономерности в сроках их проведения»? Контроль за расходованием средств бюджета не подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ, следовательно, даёт полную свободу Учредителю организации осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных организаций. Кроме того, нужно помнить, что трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Проверяют много, проверяют многие, часто. За руководителем организации всегда остаётся право обжаловать в судебном порядке результаты любой проверки, если Вы считаете, что правда на вашей стороне. Главное — проверка должна иметь законные основания, юридически грамотно оформлена, а её результаты и принятые по ним решения согласно требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» должны быть размещены на сайте образовательной организации. Не размещение такой информации — повод для новой проверки.

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

(см. текст в предыдущей редакции)

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" , "б" и "г" пункта 2 , пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. (см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.



Поделиться