Правовые формы взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления V. Полномочия общественных объединений при взаимодействии с органами МСУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

РЕШЕНИЕ

О взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями

В целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 муниципальное Собрание решило:

1. Утвердить Положение о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями (приложение).

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве Зиновьева А.Д.

Руководитель внутригородского

муниципального образования

Алексеевское в городе Москве А.Д. Зиновьев

Приложение

к решению муниципального

Собрания внутригородского

муниципального образования

Алексеевское в городе Москве

ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве - муниципального Собрания, муниципалитета, Руководителя муниципального образования (далее органы МСУ) и общественных объединений, созданных в соответствии с федеральными законами (общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия, а также союзы (ассоциации) общественных объединений) и действующих на территории внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве (далее - ВМО), в целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" .

1. Действие настоящего Положения распространяется на совместное решение вопросов, представляющих взаимный интерес органов МСУ и общественных объединений.

2. Предметом регулирования настоящего Положения являются отношения, возникающие в соответствии с законодательством в сфере местного самоуправления и общественных объединений между общественными объединениями и органами МСУ в связи с реализацией законных прав граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления, в целях защиты общих интересов и достижения общих целей.

Настоящее Положение не устанавливает порядок взаимодействия органов МСУ с негосударственными некоммерческими организациями (далее - НКО) в части предоставления НКО в безвозмездное пользование нежилых помещений, переданных органам МСУ для реализации отдельных полномочий города Москвы по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

3. Взаимодействие определяется как комплекс совместных мероприятий, направленных на решение вопросов, соответствующих компетенции участников взаимодействия, и затрагивающих интересы населения ВМО, общественных объединений, органов МСУ.

4. Положение устанавливает принципы, направления, формы взаимодействия органов МСУ и общественных объединений.

Общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с законом об общественных объединениях при взаимодействии с органами местного самоуправления в городе Москве (далее органы МСУ) имеют право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Участвовать в выработке решений органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законами Российской Федерации и города Москвы;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы местного самоуправления.

II. Принципы взаимодействия

Взаимодействие органов МСУ с общественными объединениями осуществляется на основе принципов:

1. законности;

2. гласности;

3. добровольности и взаимной заинтересованности в совместной деятельности с целью поддержки и развития конкретных гражданских инициатив жителей Москвы, которые носят конструктивный и созидательный характер;

4. согласованности действий и объединения усилий в совместном решении вопросов с учетом интересов участников взаимодействия;

5. невмешательства органов МСУ и их должностных лиц в основную деятельность общественных объединений, равно как и невмешательства общественных объединений в деятельность органов МСУ и их должностных лиц;

6. самостоятельности в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и собственных средств;

7. неэкономической основы взаимодействия с отсутствием целевого финансирования или муниципальных грантов из средств местных бюджетов для реализации общественно полезных программ, проектов, мероприятий, общественно-гражданских инициатив общественных объединений;

8. системного характера равноправного партнерского сотрудничества;

9. доверия в решении вопросов совместной деятельности;

10. ответственности каждого из участников взаимодействия за выполнение взятых на себя обязательств, определенных в двусторонних соглашениях (договорах).

III. Направления взаимодействия

Основными направлениями взаимодействия органов МСУ с общественными объединениями являются:

1) участие общественных объединений в обсуждении программ, планов или отдельных мероприятий, разрабатываемых органами МСУ при решении вопросов местного значения и/или переданных государственных полномочий;

2) участие в формировании и выработке решений органов МСУ по вопросам местного значения;

3) внесение в органы МСУ общественными объединениями инициатив и предложений по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей для целей активизации населения в решении вопросов местного значения;

4) участие органов МСУ в обсуждении проектов и программ общественных объединений, направленных на развитие гражданских инициатив населения на территории ВМО;

5) проведение совместных акций и мероприятий по вопросам, входящим в полномочия органов МСУ;

6) совместное участие в мероприятиях по обеспечению безопасности на территории ВМО (общественные пункты охраны порядка, антитеррористические окружные комиссии по противодействию терроризма, мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, экологический контроль и т.д.);

7) совместное участие в организации и проведении военно-патриотических и социально-воспитательных мероприятий с детьми и молодежью;

8) совместная деятельность по развитию детского, молодежного и студенческого общественного движения;

9) совместная деятельность по просвещению населения по вопросам местного самоуправления;

10) совместная деятельность в популяризации здорового образа жизни, физкультуры, спорта, досуга жителей ВМО;

11) совместная деятельность по информированию населения о деятельности органов МСУ, общественных объединений, взаимодействию с органами исполнительной власти;

12) участие общественных объединений в проведении опросов населения по определению потребностей жителей в спортивных и досуговых услугах, их направленности и доступности;

13) участие в проведении мониторингов (о деятельности органов МСУ, экологическому мониторингу и т.д.);

14) участие представителей общественных объединений в мероприятиях по контролю и оценке качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, НКО по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;

15) совместная деятельность по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат России, Москвы, местных праздников;

16) иные направления взаимодействия, предусмотренные законами, правовыми актами города Москвы, двусторонними соглашениями (договорами).

IV. Формы взаимодействия

Органы МСУ и общественные объединения для реализации направлений взаимодействия и совместного решения вопросов:

Создают совместные советы, рабочие группы и комиссии;

Заключают двусторонние соглашения (договоры) о совместной деятельности;

Формируют планы и программы совместной деятельности по решению вопросов местного значения и переданных полномочий;

Проводят совместные исследования, обобщение проблем и выявление причин низкой активности населения в решении вопросов местного значения и участия в досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятиях и мероприятиях;

Организуют совместные (комиссионные) контрольные мероприятия в соответствии с компетенцией органов МСУ;

Создают конфликтные комиссии в случае возникновения конфликтных ситуаций на территории ВМО;

Организуют встречи с населением, в том числе тематические встречи с основными целевыми аудиториями населения;

Осуществляют информационный обмен сведениями, представляющими взаимный интерес и непосредственно связанными с выполнением совместных задач, обобщают и анализируют передовой опыт решения вопросов местного значения и реализации переданных полномочий органами МСУ других ВМО в городе Москве;

Планируют и проводят совместные мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности населения, профилактике безнадзорности;

Взаимодействуют со средствами массовой информации, готовят публикации по актуальным вопросам информирования населения;

Организуют и проводят совместные праздничные местные мероприятия, иные зрелищные мероприятия, смотры, конкурсы, выставки;

Организуют и проводят тематические конференции, семинары, консультации в целях правового просвещения населения.

V. Полномочия общественных объединений при взаимодействии с органами МСУ

Общественные объединения в пределах компетенции, определенной в двухсторонних соглашениях (договорах), вправе:

Получать от должностных лиц органов МСУ необходимые для решения совместных вопросов сведения, справки, документы и/или копии с них;

Участвовать в обсуждениях планов, программ, разрабатываемых органами МСУ;

Участвовать в заседаниях муниципального Собрания в соответствии с Регламентом, совещаниях, проводимых органами МСУ, по приглашению их руководителей;

Вносить в установленном порядке проекты правовых актов, замечания и предложения по решению вопросов местного значения, переданных полномочий;

Вносить на обсуждение социально ориентированные мероприятия, проекты, программы для их внесения в планы мероприятий органов МСУ;

Участвовать в проверках соблюдения требований к санитарному состоянию объектов (спортивных площадок, нежилых помещений) и прилегающей территории, безопасности их использования для населения;

Направлять в органы МСУ материалы о нарушении прав потребителей или качества предоставления муниципальных услуг для рассмотрения вопросов в установленном порядке;

Размещать в информационных системах общего пользования информацию о совместной с органами МСУ деятельности.

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Баланс властных и общественных начал предстает важнейшим институциональным свойством местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как уровень организации власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. Представления о значительной роли самого населения в функционировании местного сообщества основаны на свойствах вопросов местного значения. Их решение должно происходить исключительно из интересов жителей. Вопросы местного значения - это проблемы тех людей, которые проживают на данной территории. Именно жители обладают наиболее полной информацией о проблемах, а также вариантах их решения. Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней. Многие зарубежные модели местного самоуправления построены на развитой инфраструктуре участия населения, а также интенсивного взаимодействия населения с органами местной власти.

Одна из основных целей современной муниципальной реформы напрямую касалась населения как активного субъекта местной жизни. Как отмечал Президент России Д. А. Медведев, приоритетность такой государственной задачи как развитие местного самоуправления связано с тем, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Главная цель реформы заявлялась как создание подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. И, безусловно, одним из важнейших инструментов для реализации этой цели заявлялось стимулирование и поддержка объединений жителей для самостоятельного решения вопросов своих территорий.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия:

Необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

Создание условий для участия в принятии решений;

Поддержка инициатив общественности;

Развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

Создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

Замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

В Послании Президента Федеральному собранию 2010 года озвучивается важность современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов. Одной из доминантных тем становится выстраивание каждодневных прозрачных, четких, простых отношений между государством и гражданином на всех уровнях власти. Императивно ставится вопрос о том, что региональная, а тем более муниципальная власть должна находиться в диалоге с народом. При этом главным критерием оценки работы регионального руководства объявляется уровень доверия жителей.

В рамках самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений.

В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом. Кроме того, общественные объединения - это не только средство информирования граждан, выявления проблем, но и важное средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами собственных запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным средством удовлетворения запросов людей. К сожалению, с конца 80-х гг. самодеятельное движение на местах, задействованное в сфере удовлетворения общественных нужд, пошло на убыль. Органы власти перестали во многих местах опираться на организованную самодеятельность людей. И лишь в последнее время наметилось движение по восстановлению прежних форм работы с населением. Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

Подведем некоторые итоги. Именно тема участия населения становится своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические факторы:

Невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к подключению самих жителей и их объединений к решению вопросов местного значения;

На ситуацию влияет фактор сопротивления самого бюрократического аппарата институционализации общественного участия;

В новых общественно-политических условиях власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

Важно отметить, что развитие структур гражданского общества, поддержки гражданских инициатив «снизу» является одной из трендовых тем федеральной публичной политики уровня первых лиц государства. Можно предположить, что общественный запрос на общественное участие будет возрастать. И в первую очередь, это может касаться ответственности и сопричастности к управлению муниципальной жизнью. Поэтому проблема недостаточно четко налаженного взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и важных проблем для России.

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). Управление. Вып. 7. С. 14-18.

Р. Х. Мухаметшина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Общественные объединения, участвующие в решении социально значимых проблем территорий муниципальных образований, способны стать мостиком между жителями и органами местной власти. В статье рассмотрены проблемы функционирования общественных объединений и изложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями.

Ключевые слова: общественные объединения, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления.

Общественные объединения1 и иные некоммерческие организации являются важным источником социальных инноваций, вносят весомый вклад в реализацию основных целей и задач социальной политики, осуществляемой органами местного самоуправления, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства.

Наиболее заметно данный процесс нашел свое воплощение в жизни Челябинска, несомненно, в большей степени благодаря содействию администрации города.

В Челябинской области по состоянию на 01.07.2011 г. в ведомственном реестре Управления юстиции зарегистрировано 3906 некоммерческих организаций. По сравнению с 2006 г. число зарегистрированных некоммерческих организаций увеличилось на 18802.

«Территориально основное число общественных организаций и некоммерческих партнерств сосредоточены в областном центре -примерно 80 %. Во втором по величине городе области - Магнитогорске - функционируют примерно 6 % общественных объединений и 17 % некоммерческих партнерств. Остальное число зарегистрированных общественных ор-

Сравнительный анализ показателей по государственной регистрации некоммерческих организаций за 2010 и 2011 гг.4

ганизаций распределяются по области в зависимости от размеров муниципальных образований - Миасс (232 зарегистрированных общественных организаций), Златоуст - 192, Озерск

87, Снежинск - 78, Касли - 52, Кыштым - 51, Карабаш - 13 и т. п.»3.

От того, насколько грамотно будут построены отношения органов местного самоуправления с общественными объединениями, в немалой степени зависит и благополучие населения.

Успешность городской политики, проводимой органами местного самоуправления, в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления в реализацию принятых решений местного значения, т. е. успешностью процесса взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций.

Активную работу по данному направлению осуществляет Управление по взаимодействию с общественными объединениями, основной задачей которого является функциональное обеспечение взаимодействия Администрации города с различными общественными объ-единениями5. Эффективность деятельности Управления по взаимодействию с общественными объединениями достигается в первую очередь благодаря многоуровневому партнерству, при использовании потенциала общественных организаций, граждан совместно с административным ресурсом и ресурсами бизнеса для блага и развития города.

На сегодняшний день существуют следующие формы взаимодействия с общественными объединениями:

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд6. К сожалению, на сегодняшний день у общественных объединений нет возможности даже участвовать в конкурсе на размещение заказа, так как соперничать с коммерческими предприятиями они не в состоянии. Хотя у общественных объединений имеется большой потенциал, они наиболее приближены к местному населению, видят его проблемы и в решении некоторых из них могут действовать эффективнее бизнес-структур.

2. Выделение грантов на конкурсной основе и контроль за их использованием. «Грант -денежные средства, в том числе материальные ресурсы, предоставляемые на безвозмездной и

безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов и благотворительных организаций. В системе бюджетного федерализма термин ‘грант’ используется как синоним термина ‘трансферт’»7. Право участия в конкурсе на получение муниципальных грантов предоставляется некоммерческим организациям, действующим на территории города Челябинска не менее одного года. Необходимо отметить, что Челябинск - первый город в нашем регионе, который стал предоставлять муниципальный грант общественным организациям.

3. Предоставление некоммерческим организациям льгот налогового и неналогового характера. «Органы местного самоуправления города Челябинска оказывают поддержку некоммерческим организациям, цели и направления деятельности которых соответствуют направлениям развития города Челябинска в форме предоставления льгот в виде полного или частичного освобождения от местных налогов, направляемых в бюджет города, в соответствии с законодательством в установленном порядке, либо в форме установления льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Челябинска, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Челябинска»8.

4. Совместная разработка городских и отраслевых целевых программ и координация деятельности при их реализации.

5. Предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью некоммерческих организаций с целью привлечения граждан города Челябинска к более активному участию в жизни города.

Таким образом, формы взаимодействия органов местного самоуправления и общественности условно можно разделить на две группы

Экономические и неэкономические формы. Основными неэкономическими формами являются общественные советы, обмен информацией, оказание образовательной и методической помощи. Основными экономическими формами взаимодействия выступают совместная реализация социальных программ, формирование и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, гранты (субсидии), имущественная поддержка негосударственных некоммерческих организаций.

В настоящее время в Управлении по взаимодействию с общественными объединениями можно выделить следующие проблемы:

1. Финансирования - из бюджета выделяется только % средств на реализацию мероприятий, основные источники - средства партнеров, спонсоров.

2. Нехватка кадров - штат структурного подразделения состоит из 6 должностных единиц.

3. Управление не разбито на отделы по видам деятельности.

Многие общественные объединения сталкиваются с целым рядом трудностей в процессе своего функционирования. Можно выделить 3 группы проблем по степени их остроты.

совую, информационную и консультационную помощь, передавать таким некоммерческим организациям имущество для использования в их деятельности. Но не только это. Предоставлять им, что не менее важно, налоговые льготы, размещать у них государственные и муниципальные заказы на одинаковых с государственными и муниципальными учреждениями условиях (сегодня последние освобождены от НДС).

Подобный реестр может быть размещен в открытом доступе на Web-странице Управления и обновляться в текущем режиме. Подтверждением статуса может быть размещение ежегодного публичного отчета о деятельности данных организаций.

Группы проблем по степени остроты для общественных объединений

Степень остроты проблемы Проблема

Проблема очень остра - Нехватка денежных средств

Проблема ощущается не очень остро - Отсутствие необходимой материальной базы - Недостатки системы налогообложения - Несовершенство законодательной базы - Неразвитость финансовой поддержки со стороны органов власти - Отсутствие центра общественных объединений - Отсутствие реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - Отсутствие муниципального социального заказа

Проблема ощущается слабо - Проблема с арендой помещения - Недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности объединения - Отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.) - Нехватка знаний о некоммерческой деятельности - Пассивность членов и участников объединения - Недостаточное внимание со стороны средств массовой информации - Недостаточное количество активистов (волонтеров, добровольных помощников) - Отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях - Организационные/управленческие проблемы

Одним из способов совершенствования взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления является создание реестра социально ориентированных некоммерческих организаций.

У общественных объединений, включенных в подобный реестр, появится возможность рассчитывать на прямую поддержку государства. Органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финан-

Проблему неразвитости финансовой поддержки может решить размещение муниципального заказа на выполнение социальных услуг для социально ориентированных некоммерческих общественных организаций.

Некоммерческие организации должны участвовать в конкурсе на размещение муниципального социального заказа в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие.

Общественные объединения имеют определенные преимущества, такие как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов.

Размещение муниципального социального заказа среди некоммерческих организаций привело бы к более эффективному использованию бюджетных средств и обеспечению качественного предоставления населению социальных услуг. Социальный заказ не только позволит органам местного самоуправления эффективно делать свою работу, но и даст некоммерческим организациям нормальную основу для существования, для активной, а главное, высокопрофессиональной работы.

Некоммерческие организации станут более популярными, благодаря публикациям в средствах массовой информации, и, следовательно, более жизнеспособными, они научатся деловому образу жизни. Общественные объединения и органы местного самоуправления станут партнерами, а не начальниками - подчиненными, что повысит степень демократии в обществе и активизирует население на участие в самоуправлении.

Конечная цель размещения данного заказа

Снятие некоторой доли социального напряжения в обществе путем вовлечения людей в социально значимую деятельность и максимально рациональное использование средств, выделяемых на муниципальные социальные программы, с гарантированным конечным результатом.

Важным шагом к совершенствованию взаимодействия является создание Центра общественных объединений.

Основной целью Центра станет координация деятельности общественных объединений, создание инфраструктуры и материальной базы поддержки общественных структур, а также содействие развитию демократии и гражданского общества, социально-экономическому развитию города Челябинска, эффективному взаимодействию бизнеса, власти и общественности.

Создание Центра позволит решить такие проблемы, как отсутствие (недостаточность) информации о других общественных объединениях; проблему с арендой помещения; недостаточное внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений; отсутствие (нехватка) квалифицированных сотрудников (юрист, бухгалтер и др.).

Кроме того, передав Центру имущество в оперативное управление, Администрация города сократит расходы бюджета на аренду помещений для проведения различных мероприятий с участием общественных объединений. Исчезнет проблема поиска помещений для проведения данных мероприятий, как для Администрации города, так и для самих общественных объединений, поскольку в данном Центре появится возможность создания постоянно действующей площадки для проведения научно-практических конференций, форумов, обучающих семинаров, праздников, концертов, переговоров и др.

Общественные организации смогут объединяться друг с другом и с органами местного самоуправления для решения общественно значимых проблем. Повысится внимание общественности к проблемам и деятельности общественных объединений, поскольку население будет знать, что существует Центр, объединяющий правозащитные, национально-культурные, спортивные, военно-патриотические, женские, молодежные и иные общественные организации и в который можно будет обратиться по интересующим вопросам.

Таким образом, необходимость создания Центра обусловлена как социальными потребностями самих общественных объединений, так и необходимостью объединения информации о позитивном опыте работы общественных структур, развитием гражданского общества, демократических институтов в городе Челябинске.

С самого начала функционирования общественные объединения включаются в сложную систему отношений со своими партнерами: другими некоммерческими организациями, органами власти различных уровней, коммерческими структурами и т. д. В данной системе взаимодействия на сегодняшний день накопилось множество сложных проблем, которые препятствуют ведению конструктивного диалога между властью и «общественниками». Эти проблемы требуют незамедлительного решения, поскольку бездействие может привести к ослаблению роли общественных объединений как важнейшего института гражданского общества, а возможно и утраты их прямого предназначения - реализации общественнозначимых интересов.

На сегодняшний день общественные объединения обладают огромным потенциалом по концентрации усилий с целью защиты соци-

ально-экономических интересов местных жителей. Общественные объединения способны стать инструментом по реализации интересов местного населения. Они могут взять на себя функцию защиты жителей города и активно представлять их интересы в органах местного самоуправления, могут совместно взаимодействовать с муниципальными органами власти по вопросам социально-экономического благополучия территориального образования и способствовать повышению качества жизни местного сообщества.

Примечания

1 Под «общественным объединением» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

2 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год. иКЬ: minust74.ru/index. php?optюn=com_content&view=artide&id=9&It emid=12.

3 Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области: докл. Обществ. палаты Челяб. обл. Челябинск: ПРИНТМЕД, 2007. С. 8.

4 Аналитическая записка о деятельности Управления за 2011 год.

5 Официальный сайт администрации города Челябинска. Управление по взаимодействию с общественными объединениями. URL: http:// www.cheladmin.ru/pages/29.php.

6 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления города Челябинска и некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

7 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о муниципальных грантах - целевом финансировании социально значимых проектов некоммерческих организаций» от 25.10.2005 № 7/15 с изменениями от 28.09.2010 г. № 17/14.

8 Решение Челябинской городской Думы третьего созыва «Об утверждении Положения о взаимодействии органов местного самоуправления...»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

Московского государственного открытого университета

Контрольная работа

по дисциплине: Муниципальное управление

на тему: Общественные объединения и некоммерческие организации в системе местного самоуправления

Выполнила: студентка 5 курса

Иванова Екатерина Валерьевна

проверил: Головина Т.М.

Чебоксары 2013

Введение

1. Общие понятия некоммерческой организации

2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления

3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих в городских, сельских поселениях, иных муниципальных образованиях.

Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, причем не населения вообще, а конкретного населения каждого отдельно взятого города, поселка, села, станицы, аула и т.д. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как интересы, равноправные им.

Конституцией Российской Федерации (статьей 12) местное самоуправление отнесено к числу важнейшей составной части основ конституционного строя Российской Федерации. Оно признано и гарантировано основным законом нашего государства.

Система местного самоуправления в российских муниципальных образованиях традиционно рассматривается как совокупность организационных форм, в которых граждане осуществляют местное самоуправление.

Уже более десяти лет мы наблюдаем процессы реструктуризации общественных отношений в системе местного самоуправления, когда организованная общественность не только претендует на роль в решении вопросов местного значения, но и активно выполняет ее. В первую очередь здесь речь идет о негосударственных/немуниципальных некоммерческих организациях (далее - НКО), создаваемых в результате самоорганизации граждан.

Баланс сил в системе местного самоуправления всегда был смещен в сторону органов местного самоуправления. Именно им, а не формам непосредственной демократии населения приписывается решающая роль в выборе направлений развития системы местного самоуправления. Высказывается мнение о том, что "только благодаря им вся система местного самоуправления движется и развивается и что практически любой импульс, связанный с участием в местном самоуправлении населения или органов территориального общественного самоуправления, опосредован реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления".

Тем не менее, у органов местного самоуправления отсутствуют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее, их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает социолога фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.

Вопросам о взаимодействии НКО и органов местного самоуправления, его формах и интенсивности посвящена настоящая контрольная работа.

1. Общие понятия некоммерческой организации

Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Если НКО намерена выступать как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица.

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций и включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.

Основная деятельность НКО - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности - главная функция НКО. Именно эта деятельность НКО поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. НКО получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.

Предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать трем условиям:

1. не должна быть основной целью деятельности НКО;

2. служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации;

3. соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

2. Особенности взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления

Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций (НКО) обладает определенной спецификой по сравнению с аналогичными взаимоотношениями НКО и органов государственной власти.

Во-первых, сферой деятельности обоих взаимодействующих субъектов являются вопросы местного значения. С одной стороны, сами НКО, действующие на местном уровне, нацелены в первую очередь на удовлетворение потребностей населения в системе местного самоуправления. Практически две трети (68%) должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих полагают, что играют наиболее заметную роль в жизни их муниципальных образований именно местные НКО, т.е. организации, функционирующие в пределах территории органа местного самоуправления. Каждый восьмой респондент (12%) приписывает эту роль региональным организациям, каждый седьмой (14%) - отделениям общероссийских общественных объединений. С другой стороны, муниципальные чиновники видят целесообразность участия негосударственных некоммерческих организаций в решении большинства вопросов местного значения и чаще всего на городских территориях. Так, в городских округах в этом ряда упоминаются все тридцать вопросов местного значения, причем лишь семь из них упоминаются реже, чем каждым десятым респондентом. В них чаще всего целесообразность участия НКО отмечается в решении таких вопросов местного значения, как:

· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры (67%);

· обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта (62%);

· организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов (62%);

· охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (59%);

· создание условий для массового отдыха и организация обустройства мест массового отдыха населения (59%);

· организация мероприятий по охране окружающей среды (56%).

Аналогичная ситуация складывается в поселениях - городских и сельских. Однако респонденты сельских поселений демонстрируют меньшую заинтересованность в участии НКО в решении схожих вопросов местного значения чем в городских поселениях.

Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления к муниципальные служащие чаще всего видят целесообразность участия НКО в решении вопросов местного значения на территории городов - в городских округах и городских поселениях. Причем на этом уровне востребованность деятельности НКО чаще выражается респондентами из городских округов.

Население городов, сёл и поселков также отводит определенную роль в решении своих насущных проблем общественным и иным некоммерческим организациям. На первый план выходит ожидаемая роль НКО в решении вопросов улучшения качества человеческого потенциала. Так, их роль видится в решении проблем пьянства, алкоголизма; распространения наркомании; падения нравов, агрессивности, равнодушия людей; увеличения числа нищих, бомжей, бродяг, беспризорных детей. На первое место выходит также решение проблем благоустройства, чистоты города (села, поселка) силами общественных и иных некоммерческих организаций. Далее идут вопросы экологии, загрязнения окружающей среды. Каждый седьмой рассматривает организации в качестве субъектов, способных внести вклад в улучшение обеспеченности и повышение доступности культурных, развлекательных, спортивных сооружений.

Во-вторых, характер взаимодействия НКО и органов местного самоуправления имеет специфические черты по типам муниципальных образований. Дифференциация впечатлений от этого взаимодействия выливается в различные оценки роли, которые НКО и гражданские инициативы играют в общественной жизни муниципальных образований. Так, в целом каждый второй респондент из числа должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих приписывает им роль посредника между властью и населением (чаще респонденты из городских округов и муниципальных районов). По мнению 45% опрошенных, НКО и гражданские инициативы помогают вовремя уловить интересы и настроения, которые в противном случае вылились бы в неконструктивные действия.

Аналогичная тенденция наблюдается в определении роли конструктивного оппонента власти, помогающего увидеть проблемы, узкие места, недоработки. НКО и гражданские инициативы в ряде случаев помогают заменить местные органы власти в решении вопросов местной жизни. Роль НКО и гражданских инициатив как помощников, партнеров и оппонентов значительно заметнее в городских округах, чем в сельских поселениях.

По-видимому, эти роли могут усиливаться при условии установления стабильных взаимоотношений в коммуникативном пространстве "НКО - местные власти". Однако отсутствие поддержки, интереса со стороны местных властей является основной проблемой функционирования организации.

3.Формы взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления и некоммерческих организаций

самоуправление муниципальный некоммерческий

В какой мере распространены различные формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО как материального, так и нематериального плана, реально способные внести вклад в повышение устойчивости функционирования НКО?

Распространённость этих форм заметно дифференцирована по типам муниципальных образований. Чаще всего эти формы применяются в городских округах. Так, например, предоставление муниципальных грантов имеет место в каждом третьем городском округе и только в каждом десятом муниципальном районе. Из нематериальных форм взаимодействия лидируют общественные советы, а также получение НКО информации и методической помощи от органов власти.

На фоне ограниченного распространения этих форм взаимодействия фиксируется и недостаточная поддержка НКО органами местного самоуправления.

Таблица 1. Перечень форм поддержки и сотрудничества органов местного самоуправления с НКО на муниципальном уровне (по типам муниципальных образований, %)

Типы муниципальных образований

Городские округа

Муниципальные районы

Городские поселения

Сельские поселения

Представление муниципальных гранитов

Размещение социального заказа

Выполнение НКО работ по контрактам с органами власти, не являющиеся социальным заказом

Участие НКО в совместных с органами власти общественных советах

Участи НКО в реализации муниципальных программ (без социального заказа)

Участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях

Представление НКО имущественной поддержки от органов власти

Получение НКО информации от органов власти

Предоставление НКО информации, аналитики органам власти

Предоставление НКО образовательных программ для муниципальных служащих

Участи НКО в образовательных программах, представляемых органами власти

Получение НКО методической помощи органов власти

Предоставление НКО методической помощи органам власти

Об этом свидетельствует соотношение доли муниципальных образований, которых муниципальные чиновники называют конкретные виды НКО и гражданских инициатив как заслуживающие поддержки и как реально поддерживаемые. Практически по всем позициям доля муниципальных образований, в которых данные виды НКО и гражданских инициатив заслуживают поддержки. Это не распространяется лишь на религиозные общины, организации и движения, по которым эти доли практически совпадают. Самый большой разрыв отмечается по организациям, созданным для самоорганизации в жилищной сфере: товарищества собственников жилья (заслуживают поддержки в 44% муниципальных образований, реально поддерживаются - в 27%); территориальные общественные самоуправления (47% и 32%); домовые комитеты, старшие по домам и по подъездам (40% и 26%). В эту же категорию попадают благотворительные организации. За ними по степени убывания разницы между заслуживающими и реально поддерживаемыми НКО идут: садовые и дачные товарищества, органы школьного и студенческого самоуправления, общества защиты прав потребителей.

Опросы показали, что наиболее застуживающими поддержки являются ветеранские объединения, общества инвалидов, женские организации движения национально-патриотического толка и пр.

В городских округах чаще, чем в других типах муниципальных образований, респондентами называется большинство видов НКО как заслуживающих поддержки.

Среди НКО чаще всего в контакты с органами местного самоуправления вступают общественные объединения. Чаще всего не вступают в такое взаимодействие потребительские кооперативы и автономные некоммерческие организации. всего НКО вовлечены в нематериальные формы взаимодействия с органами местного самоуправления.

Таким образом, НКО в российских муниципальных образованиях могли бы еще более укрепить свою роль в решении вопросов местного значения, поскольку сами власти ожидают от них этих действий (чаще на урбанизированных территориях). Взаимодействие с органами местного самоуправления может стать для НКО серьезным ресурсом развития и укрепления их устойчивости. Однако среди форм взаимодействия преобладают нематериальные формы, в то время как для укрепления субъектной роли в деле решения вопросов местного значения имеет решающее значение институционализация материальных форм взаимодействия. Ситуация по типам муниципальных образований неоднородна. С одной стороны, формы взаимодействия органов местного самоуправления и НКО более распространены в городских округах. С другой стороны, интерес с точки зрения такого взаимодействия представляют специально выделенные типы муниципальных образований, выходящие за пределы четырех законодательно установленных типов - городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Применение этой типологии позволит более глубоко понять сущность типов взаимодействия органов местного самоуправления и НКО в муниципальной России.

Общественная организация "Родительское собрание": решение проблемы нехватки детских садов

На фоне общего подъема гражданской активности, тема нехватки детских садов становится весьма популярной у граждан, многие из которых сталкиваются с ней непосредственно. Во многих городах возникают инициативные группы и общественные организации, которые стремятся решать проблемы самыми разными средствами - от митингов до взаимопомощи среди родителей. Жителям Самары удалось продвинуться дальше всех - здесь создана общественная организация "Родительское собрание".

Главной своей задачей члены организации считают не протестные акции - хотя против тех, кто их проводит, они ничего не имеют - а развитие диалога с властью, от которой зависит решение проблемы. Какое-то продвижение как будто отмечается. По мнению Надежды, чувствуется, что чиновники понимают масштаб и остроту проблемы и готовы искать пути ее решения. За последние годы было возвращено 10 бывших детских садов, в 90-е годы занятых различными организациями и учреждениями.

Заключение

Органов местного самоуправления не имеют возможности решать вопросы местного значения самостоятельно. На этом фоне усиливается роль иных субъектов, которые могут взять на себя решение вопросов местного значения. В данном случае имеется в виду деятельность местных НКО, которые хоть юридически и не являются элементом системы местного самоуправления и даже не отнесены к иным формам участия населения в местном самоуправлении, тем не менее их очевидный вклад в решение вопросов местного значения побуждает фиксировать данное явление и выявлять их роль в качестве новых элементов системы местного самоуправления.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных НКО, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Деятельность НКО по решению вопросов местного значения является ожидаемой и востребованной со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Это способствует укреплению позиций местных НКО как реальных элементов системы местного самоуправления, которые потенциально могут приобрести важный признак институционального характера - правовое оформление. Устойчивости некоммерческого сектора на местном уровне могли бы способствовать формы взаимодействия власти и общественности. Однако их потенциал раскрыт пока недостаточно. В связи с этим становится необходимой разработка мер поддержки НКО со стороны органов местного самоуправления, которые в конечном счете будут способствовать укреплению самих систем местного самоуправления для управления процессами, связанными с его жизнеобеспечением.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ ч.1.

2. Уваров А.Л. Местное самоуправление в России. - 3-е изд., переработанное. М.: Норма, 2008.

3. Мерсиянова И.В. Вопросы государственного и муниципального управления, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы во взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в городском округе Самара, разработка предложений по их решению. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления, их поддержка.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами своей воли в рамках местного самоуправления. Рациональная легитимность, ее виды. Процесс организации выборов органов местного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Правовые основы существования некоммерческих организаций, формы взаимодействия с ними органов местного самоуправления, и участие в государственном социальном заказе. Использование государственных структур для проведения агитационных и рекламных кампаний.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2011

    Система органов и должностных лиц местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления: Конституция, законы и правовые акты Российской Федерации. Стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях на примере Республики Саха (Якутия).

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Территориальные основы местного самоуправления и их место в системе органов местного самоуправления. Вопросы реформирования территориальной организации местного самоуправления. Реализация новых принципов территориальной организации в Тюменской области.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Краткая характеристика основных теорий местного самоуправления. Конституционные принципы регулирования основ местного самоуправления в России. Структура и полномочия органов муниципальных органов. Развитие модели местного самоуправления в России.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Исторические аспекты формирования органов местного самоуправления в постсоветской России. Обзор ситуации после распада Советского Союза. Первая реформа местного самоуправления. Этапы организационно-правовой трансформации института местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Правовые основы организации местного самоуправления. Основные теории о сущности, природе и системе местного самоуправления, его основные принципы и функции. Особенности организационных форм осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии системы местного самоуправления и её новой модели. Причины реформы местного самоуправления в России.

Россия – демократическая страна, поэтому в основе развития общества лежат демократические принципы и ценности. Одной из важнейших задач государства является налаживание диалога между всеми членами общества. В реализации данной задачи государству помогают общественные объединения и некоммерческие организации.

К сожалению, на данный момент диалог между властью и общественными объединениями только начинает развиваться. И инициатива, как правило, идет от органов власти, в то время как, в Европе процесс взаимодействия с общественными организациями давно налажен и приносит свои плоды. Например, развитое социальное партнерство активно практикуется в Европейских странах и позволяет снизить социальную нагрузку с государства, переложив часть своих обязанностей на общественные организации.

Во взаимодействии между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями на сегодняшний день существуют некоторые проблемы. К таким проблемами взаимодействию относятся:

− Информационная закрытость;

− Отсутствие обратной связи с гражданами и организациями;

− Слабая самоорганизация населения для решения проблем;

− Низкая социальная активность и др.

Задачей органов местного самоуправления становится выстраивание благоприятных отношений с общественными организациями, ведь, от того на сколько эффективными будут отношения между ними зависит благополучие всех граждан. Одним из важных показателей успешной деятельности органов МСУ является степень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций.

Основными формами взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций являются те же формы, что и при взаимодействии с общественными объединениями, так как общественные организации являются частью таких объединений. К таким формам относятся:

− Размещение социальных муниципальных заказов;

− Выделение грантов и субсидий;

− Предоставление льгот налогового и неналогового характера;

− Совместная разработка программ;

− Информирование о проводимой социально-экономической и бюджетной политике;

А теперь подробнее рассмотрим все эти формы.

Размещение социальных муниципальных заказов самый популярный способ взаимодействия городских властей с общественными организациями, некоммерческими организациями, а также коммерческими предприятиями. Муниципальный заказ – это соглашение между органом местного самоуправления и коммерческими или некоммерческими, общественными организациями об оказании определенных услуг, или о выполнении работ, финансируемых за счет средств муниципального бюджета. К сожалению, на сегодняшний день, у некоммерческих организаций почти нет шансов участвовать в конкурсе размещения муниципального заказа, так как они просто не могут конкурировать с коммерческими предприятиями. Хотя именно у НКО имеется большой потенциал, так как они больше других организаций приближены к местному населению, видят основные проблемы и, в решении некоторых из них, могут оказаться эффективнее коммерческих предприятий.



Выделение грантов и субсидий происходит на конкурсной основе и происходит контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием. Грант – денежные средства или материальные ресурсы, предоставляемые организациям, предприятиям, физическим лицам на безвозмездной основе из бюджетов разных уровней. Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Гранты и субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям на реализацию проектов

Предоставление льгот некоммерческим организациям налогового неналогового характера. Некоторые НКО имеют право на налоговые льготы. Согласно статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения общественные организации инвалидов, в которых 80 процентов участников составляют инвалиды и их законные представители; организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов участников инвалидов; организации, единственными собственниками которых, являются инвалиды .

Так же некоммерческие организации имеют льготы при уплате налога на прибыль. Согласно статье 251 Налогового Кодекса целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. Так же не учитываются при налогообложении право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом. Еще одним «бонусом» для общественных и некоммерческих организаций является, то, что организации, которые не имеют доход от реализации товаров и услуг уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. А так же, если у организации не возникает обязательства по уплате налога на прибыль, то и отсутствует и обязанность по предоставлению налоговой декларации .



Еще одной формой взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций является совместная разработка программ и их координация, а так же, контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию по проводимой в городе бюджетной и социально-экономической политике и о мероприятиях, связанных с работой некоммерческих организаций.

Еще одной формой взаимодействия являются общественные советы при органах местного самоуправления. Такие советы создаются для более эффективного общения между представителями некоммерческих организаций и представителями органов местного самоуправления. Такие советы могут собираться «по поводу», то есть когда необходимо срочно решить какой-то вопрос, в котором необходимо участие некоммерческих организаций, или же они могут быть постоянно действующими.

Разобрав все эти формы взаимодействия их можно условно поделить на экономические и неэкономические. Это проиллюстрировано ниже (табл.1)

Таблица 1 -

Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

Существует еще одна, схожая схема (рис.1), наглядно показывающие формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления .

Рисунок 1 – формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

Так же условно можно поделить все формы взаимодействия НКО и власти на патрон-клиентский тип и тип межсекторального социального партнерства. Первый характерен тем, что со стороны НКО отсутствует контроль за деятельностью органов власти и не участвуют в распределении денежных средств. А тип межсекторального социального партнерства характерен повышением доверия населения к НКО, самоорганизацией НКО и участие в распределении денежных средств.

Орган местного самоуправления при взаимодействии с некоммерческими организациями должен:

− Постоянно контактировать с лидерами НКО;

− Проводить мониторинг состояний НКО, следить за их созданием и ликвидацией;

− Контролировать деятельность НКО (что бы она ни несла деструктивный характер);

− Привлекать НКО к процессу принятия общественно важных решений;

− Оказывать поддержку разных форм НКО;

− Оказывать информационную поддержку – рассказывать о социально полезной деятельности НКО;

− Создавать условия для развития и создания новых НКО.

Во всем мире власть и НКО выступают как партнеры. В России же, согласно законодательству, НКО обязаны отчитываться о своей деятельности регулярно, а государство же должно реализовывать права граждан на участие в решении общественных дел, а так же обеспечивать поддержку деятельности некоммерческих организаций. Но на практике дело обстоит немного иначе, государство неохотно, а точнее «условно» или декларативно оказывает поддержку таким организациям. Реальность такова. Что поддержка оказывается не всем некоммерческим организациям. В первую очередь финансируются организации, занимающиеся социальной работой, а вот, организации, которые занимаются правозащитной и аналитической деятельностью поддерживаются государством значительно меньше.

Подводя итоги, необходимо отметить, что основной целью любой некоммерческой организации вне зависимости от ее формы является выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение, деятельность на благо общества в целом. Некоммерческие организации могут оформлять интересы граждан, и вносить предложения в органы власти по их удовлетворению.

Для обеспечения взаимодействия согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти областей с некоммерческими организациями создаются советы при губернаторе. Так же, при министерствах создаются координационные советы, в которые входят представители общественных организаций.

Руководители некоммерческих организаций входят в коллегии и комиссии при министерствах. Представители общественных и некоммерческих организаций входят в общественные палаты.

Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью дали возможность НКО начать влиять на власть - общественные организации получают возможность высказать свои суждения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. В связи с этим можно выделить конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния. К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ. Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть. Это такие способы как создание различных советов, официальные обращения, экспертные встречи, круглые столы через СМИ. Работники последних участвуют в написании докладов, проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти. К деструктивным способам взаимодействия можно отнести митинги и протесты.

Соответственно, как только органы местного самоуправления научатся взаимодействовать с общественными объединениями, некоммерческими и общественными организациями, это принесет свои плоды. Ведь благодаря работе общественных организаций, муниципальные органы власти могут реализовывать некоторые свои функции, например, социальная защита граждан. А также, используя некоммерческие организации можно эффективнее и быстрее отследить реальные потребности населения, увидеть их настроения, и начать активно действовать. Конечно, существуют и определенные проблемы при взаимодействии власти и НКО, например, не желание граждан участвовать в жизни общества, не достаточная социальная активность и ответственность населения, недостаточное финансирование отдельных форм некоммерческих организаций. Как только власть и организации научатся грамотно пользоваться услугами друг друга, можно будет наблюдать высоко социализированное общество с высокой гражданской ответственностью. Но на все это, конечно же, необходимо время.



Поделиться