Цели и средства регулирования внешней экономической деятельности. Цели, принципы и методы регулирования вэд. В задачи контролирующих финансы организаций входит

Тема 2. Место таможенных органов в механизме государственного регулирования ВЭД

1. Цели, принципы и методы регулирования ВЭД

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

3. Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальными интересами, целями, задачами.

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

· формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

· стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

· обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

· координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

· совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

· регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

· обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

· регулирование платежного баланса страны.

Таким образом, основные задачи государственного регулирования ВЭД – формирование законодательной базы и благоприятных условий (экономических и организационных) для ее развития и повышения эффективности.

Внешнеэкономическая деятельность включает внешнеторговую деятельность, международное движение капитала, международные валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.



Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Одной из известных классификаций методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является их разделение на административно-правовые и экономические методы.

Административно-правовые методы включают:

· законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

· контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

· принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

· выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

· воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

· перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей. Однако большинство ученых и специалистов согласны с тем, что главным инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

Антидемпинговые меры;

Различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;

Меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

Запрещение импорта;

Количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

Лицензирование;

Добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

Национальные стандарты, системы сертификации продукции;

Требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

Требования экологического характера;

Требования к упаковке и маркировке товаров.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.

2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации.

3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции.

4. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.

5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем нетарифных ограничений другими международными организациями.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать следующие меры нетарифного регулирования:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование и лицензирование внешней торговли товарами может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров как временная мера может устанавливаться наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии.

В соответствии с упомянутым выше федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Важной составной частью механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное дело. Его содержание определяется сложившимся в соответствующий период соотношением механизмов рыночного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и закрепляется нормами действующего в стране законодательства.

От результативности таможенного дела во многом зависит степень достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, по мере реализации этих целей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.

Таможенное дело пронизывает всю совокупность методов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в состав таможенного дела входят как административно-правовые, так и экономические методы влияния на участников внешнеэкономической деятельности. Таможенному оформлению и контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Разработкой, формированием механизма осуществления и реализацией таможенной политики занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

В действующем Таможенном кодексе отсутствует определение таможенной политики.

Таможенную политику можно определить как систему экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов РФ.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика осуществляется в целях:

· обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны;

· участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка;

· стимулирования развития национальной экономики;

· в иных целях, определяемых Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ.

Таможенная политика, как и государственная политика в целом, строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений. В настоящее время задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами ее вхождения во Всемирную торговую организацию.

Роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие – объектами таможенной политики.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие учреждения и организации, интересы которых затрагивает таможенная политика.

· политические факторы (государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями, в том числе внутренняя политика, внешняя политика, экономическая политика и т.д.);

· экономические факторы (темпы роста валового внутреннего продукта страны, динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, состояние и динамика материального производства и непроизводственной сферы, состояние финансовой системы, размеры и динамика теневого сектора экономики, размеры внешнего и внутреннего государственного долга, размеры и структура экспорта и импорта и др.);

· социальные факторы (социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку, приоритеты социального развития, уровень безработицы и др.);

· внешние факторы (состояние и тенденции развития международной торговли и туризма, участие страны в международных и региональных экономических организациях, присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.).

Существует два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика предусматривает установление высокого уровня таможенного налогообложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров.

Политика свободной торговли достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо при их отсутствии.

Наиболее сложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, является ее реализация – процесс достижения государством поставленных целей. Реализация государственной таможенной политики регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и включает в себя применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

Таможенная политика России способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. В настоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политика формируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы законодательной власти принимают нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности. Президент страны издает соответствующие указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь на действующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимает соответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдением таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

    Цели, принципы регулирования ВЭД.

    Органы государственного регулирования ВЭД в РФ.

    Организация негосударственного регулирования ВЭД.

    Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД.

    Методы стимулирования экспортного производства.

1. Цели, принципы регулирования вэд.

Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами:

национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и международных обязательств РФ.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": “О валютном регулировании и валютном контроле”; “О таможенном тарифе”; “Об иностранных инвестициях”; “Таможенный кодекс Российской Федерации”.

Основные цели национального законодательства по ВЭД:

Использование ВЭС как инструмента ускорения развития отечественной экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынке (лицензии, патенты, новые технологии, знаний);

Содействие экспортерам в выходе на мировой рынок и защита их интересов на м/н уровне (организационно, финансово, информационно);

Создание и поддержание благоприятного режима сотрудничества с международными организациями и государствами.

Основные принципы:

Единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;

Единство систем госуд. и негосуд. регулирования и контроля за его реализацией;

Приоритет экономических методов регул. ВЭД над административными;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в управлении ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие положения по разграничению полномочий между Федерацией и Субъектами Федерации. В соответствии со статьей 71 (пункты "к", "л") "внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира", "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" находятся в ведении Российской Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов относятся: "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (пункт "о" части 1 статьи 72).

Субъекты федерации

Компетенция субъектов Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, соглашениями о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей, которые заключаются Правительством Российской Федерации с правительством субъекта Российской Федерации.

Государственные власти области заключают соглашения в сферах торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, в области культуры, спорта и образования, здравоохранения, туризма, курортного дела и других сферах, находящихся в компетенции области.

Следует отметить, что обычно соглашения субъектов Федерации с иностранными партнерами носят "рамочный" характер. В таких соглашениях определяются направления и принципы сотрудничества. Никаких конкретных обязательств из таких соглашений не возникает. Более того, данные соглашения предусматривают, что для их выполнения будут заключаться договоры между юридическими лицами и (или) гражданами обеих сторон.

Что касается соглашений, которые заключаются субъектом Федерации как субъектом публичной власти в целях установления принципов сотрудничества с иностранным партнером по определенным вопросам, то к такого рода соглашениям международное частное право неприменимо. Порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения данных соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами должен регулироваться федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законодательством субъектов Федерации о соглашениях субъектов Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Если соглашение с иностранным партнером заключается субъектом Федерации по поводу имущественных отношений и из такого соглашения возникает конкретное обязательство (например, передать какое-либо имущество), то ответственность по данному обязательству должен нести субъект Федерации, исходя из положений Главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по таким обязательствам ее субъекта за исключением случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по его обязательствам.

Если же субъект Российской Федерации, заключая соглашение с иностранным партнером, нарушает нормы международного права, международно-правовые обязательства Российской Федерации, то международно-правовую ответственность за такие действия субъекта Российской Федерации будет нести Российская Федерация как субъект международного права.

Введение.......................................................................................................... 3

1. Цели и принципы государственное регулирования ВЭД в РФ................ 5

2. Внешне торговая политика......................................................................... 8

2.1 Протекционизм и фритредерство............................................................. 8

2.2 Экспорт и импорт...................................................................................... 8

2.3 Инструменты торговой политики........................................................... 10

2.4 Тарифные методы регулирования......................................................... 11

2.5 Нетарифные методы регулирования...................................................... 14

3. Международное движение капиталов...................................................... 19

3.1 Формы вывоза капитала......................................................................... 19

3.2 Прямые зарубежные инвестиции............................................................ 20

3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала............... 22

Заключение.................................................................................................... 24

Список литературы....................................................................................... 26


Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретала оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешняя торговля оставалась определяющей формой международных связей, и от того, на сколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависило его место в современной мировой экономике.

В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений – мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

· международная торговля товарами и услугами;

· движение капиталов и зарубежных инвестиций;

· миграция рабочей силы;

· обмен в области науки и техники;

· валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных экономических свя­зей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о состав­ных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и со­вершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.

Международный обмен все больше смещается от материализо­ванных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, дру­гими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.

Цели и принципы государственного регулирования ВЭД в РФ.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

Разработка соответствующих федеральных программ;

Защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;

Разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

Подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

Организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

Определение и реализация валютной политики страны;

Формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

Контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

Разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

Осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

Контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

Предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

Заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

Иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

Координация действий участников ВЭД;

Выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

Разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

Регулирование приграничной торговли;

Информационное обеспечение ВЭД.

2. Внешне торговая политика.

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увели­чивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс - нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешне­экономические связи на макроэкономическое равновесие наци­ональных экономик?

В условиях открытой экономики внешние факторы - экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортиру­емые товары действительно потребляют ино­странные граждане, но экспорт дает импульс росту националь­ного производства, дохода и занятости. Анализи­руя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произве­денный национальный доход расходуется внутри страны на потребление, инвестиции и государственные расходы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Субъекты ВЭД

Тема: «Цели и принципы государственного

регулирования ВЭД».

Выполнила студентка

6 курса заочного отделения

35 группы

Калининград 2010г.

Введение

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД;

2. Особенности принципов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности:

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2.7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

Заключение

Библиографический список

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни.
Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей.
Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи. Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

2. Особенности принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации ;
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. ;
- единство таможенной территории Российской Федерации .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Субъекты ВЭД

Тема: «Цели и принципы государственного

регулирования ВЭД».

Выполнила студентка

6 курса заочного отделения

35 группы

Калининград 2010г.

Введение

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД;

2. Особенности принципов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности:

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2.7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

Заключение

Библиографический список

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни.
Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей.
Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи. Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

2. Особенности принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации ;
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. ;
- единство таможенной территории Российской Федерации .
Комментируемый принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона "Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является обеспечение единства политики экспортного контроля.
Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 комментируемого Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 комментируемого Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
В 1999 году был принят Федеральный закон "Об экспортном контроле", который установил принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определил права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие "таможенная граница". Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" . Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.
Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. "ж"), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: "На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу". Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования .

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);
4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены .
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.



Поделиться