Курсовая работа: Финансирование агропромышленного комплекса. развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой. Следует

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Кроме собственных ресурсов,финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.

Источники государственного финансирования АПК:

1.республиканский бюджет;

2.местные бюджеты;

3.целевые бюджетные фонды;

4.внебюджетные фонды,

5.местные фонды стабилизации.

Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен . Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

Расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

Определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты ) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларус ь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами , предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков , компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных займа для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции . Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей .

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование , которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах».

Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность . Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

Повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

Усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

Сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

Развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;

Создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;

Расширить систему лизинговых операций и т.д.

В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.

Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.

Тема: Финансирование агропромышленного комплекса

Тип: Курсовая работа | Размер: 255.07K | Скачано: 49 | Добавлен 18.10.14 в 18:56 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Введение 3

Глава I. Сельское хозяйство в системе региональной экономики 5

1.1 Роль и функции сельского хозяйства 5

1.2 Характеристика отраслевой структуры сельского хозяйства 11

1.3 Источники финансирования сельского хозяйства 14

Глава II. Анализ расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 16

2.1 Анализ агропромышленного комплекса Нижегородской области за последние годы 16

2.3 Структура расходов бюджета на финансирование агропромышленного комплекса в Нижегородской области

2.2 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области 19

Глава III. Методы и пути совершенствования бюджетного финансирования сельского хозяйства в Нижегородской области в частности 23

3.1 Основные тенденции развития и поддержка АПК в целях обеспечения продовольственной безопасности 23

3.2 Пути совершенствования государственной системы финансирования АПК 27

3.3 Совершенствование финансирования и финансового оздоровления сельского хозяйства Нижегородской области 31

3.4 Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2013 году 34

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Приложение 1 39

Приложение 2 41

Введение

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине ХХ века, сельское хозяйство характеризуется научно обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Россия исторически была аграрной страной и одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные отрасли страны разнообразны: производство зерновых культур, животноводство, овощеводство и многое другое. Однако за последние несколько десятилетий страна начала выступать в роли импортера сельхозпродукции.

Рост инвестиций в АПК позволит перевооружить сельскохозяйственное производство новыми машинами и оборудованием для внедрения современных технологий, снизить издержки производства и обеспечить наращивание производства конкурентоспособной продукцией, благодаря росту производительности труда. Поэтому так важно уделить внимание финансированию агропромышленного комплекса, в этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Цель курсовой работы - изучить финансирование агропромышленного комплекса из бюджета.

Объект изучения - агропромышленный комплекс.

Предмет исследования - финансирование расходов агропромышленного комплекса.

Задачи работы:

Показать роль и функции сельского хозяйства, охарактеризовать отраслевую структуру сельского хозяйства, источники финансирования и роль бюджета в финансировании сельского хозяйства;

Проанализировать структуру расходов бюджета за последние годы на финансирование сельскохозяйственного производства Нижегородской области;

Предложить пути совершенствования бюджетного финансирования агропромышленного комплекса.

Курсовая работа состоит из трёх глав и подразделов, списка литературы, введения и заключения.

Список использованной литературы

Законодательные материалы:

  1. Государственная программа «О развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
  2. Областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы" Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882
  3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Основная литература:

  1. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
  2. Борисова, И.В. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление / И.В. Борисова // Вопросы экономики. − 2010. − № 4. − С.24-42.
  3. Дорождеев, А.В. Совершенствование государственного регулирования экономики / А.В. Дорождеев // Финансы и кредит. - 2012. − № 17. - С. 41-45.
  4. Докальская, В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств / В.К. Докальская // Финансы. - 2011. − № 8. - С. 71-72.
  5. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
  6. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
  7. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
  8. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
  9. Райская, Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Н.Н.Райская, Л.С.Рощина, А.А.Френкель, Э.Ф.Баранов // Вопросы статистики. − 2010. − № 1. − С.45-60.
  10. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2.
  11. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
  12. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
  13. Цветков В., Джумов А. - Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2009.

Интернет ресурсы:

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Кроме собственных ресурсов,финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций.

Источники государственного финансирования АПК:

1.республиканский бюджет;

2.местные бюджеты;

3.целевые бюджетные фонды;

4.внебюджетные фонды,

5.местные фонды стабилизации.

Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен . Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

Расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

Определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты ) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларус ь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами , предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков , компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, предоставляется на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных займа для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции . Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей .

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование , которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит БРУСП «Белгосстрах».

Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность . Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

Повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

Усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

Сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

Развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;

Создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;

Расширить систему лизинговых операций и т.д.

В 2006-2010 гг. основными задачами развития агропромышленного комплекса будут: формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, ориентация на удовлетворение спроса внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт, повышение уровня и качества жизни сельского населения. В первую очередь будет обеспечена модернизация сельскохозяйственного производства на основе его технического и технологического переоснащения. Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики станет максимальное использование инноваций.

Дальнейшее развитие получат все формы собственности и хозяйствования. Институциональные преобразования предполагается осуществлять на базе кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных объединений, охватывающих технологические цепочки от производства сырья до его переработки и реализации продовольствия. Перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы, крупные корпорации – модели АПК, развивающиеся в основном за счет собственных ресурсов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы и принципы формирования доходов бюджета

Основы и принципы формирования доходов бюджета.. сущность и состав бюджетных.. формы мобилизации денежных средств в бюджет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность и состав бюджетных доходов
Доходы бюджета являются частью централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозврат

Налоговые доходы республиканского бюджета
В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы: 1. налог на прибыль; 2. налог на доходы; 3. налог на добавленную стоимость; 4.акцизы; 5

Неналоговые доходы республиканского бюджета
Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета; 2.дивиденды по акциям и доходы от других форм участ

Налоговые доходы областных бюджетов
В областные бюджеты зачисляются следующие налоговые доходы: 1.подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

Неналоговые доходы областных бюджетов
Неналоговые доходы областных бюджетов включают в: 1. доходы от размещения денежных средств областного бюджета – 100 процентов; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участ

Налоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней
В бюджеты базового уровня зачисляются следующие налоговые доходы: 1. подоходный налог с физических лиц; 2. налог на прибыль и доходы; 3. налог на недвижи

Неналоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней
Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают: 1. доходы от размещения денежных средств; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм уч

Неналоговые доходы бюджета г. Минска
Неналоговые доходы бюджета г. Минска включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; 3. дохо

Формы мобилизации денежных средств в бюджет
Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются: 1. налоги 2. за

Планирование доходов бюджета
Бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходной и расходной частей на основе прогнозов показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствую

Экономическая сущность налогов. Специфическое назначение и роль налогов в доходах бюджета
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые законодательно с предприятий и граждан, не имеющие индивидуально-возмездного характера для налогоплательщика.

Характеристика действующей системы налогообложения предприятий, организаций, населения в РБ
Налоговая система - совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемы

Налоговая система РБ закреплена в Налоговом кодексе РБ
В налоговую систему республики Беларусь входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. Статья 8 Налогового кодекса РБ устанавливает

Основные направления дальнейшего совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными став

Лекция 17
Неналоговые доходы и поступления Налоговые платежи формируют основную долю доходов бюджета. Кроме того, существуют неналоговые платежи и с

Понятие и роль расходов государственного бюджета
Государство, являясь собственником бюджетных ресурсов, имеет право распоряжаться ими, направлять на развитие материальной и социальной сферы, покрывать общегосударственные и другие

Принципы организации, методы и формы осуществления государственных расходов
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов. В Республике Беларусь формирование р

Физические лица
2.1. прямые расходы – это бюджетные ассигнования, которые непосредственно предоставляются отдельным гражданам: группируются: -- по слоям населения -- их социальной принадлежности

Методы предоставления средств бюджета на финансирование народного хозяйства
Расходы бюджета на народное хозяйство направляются в конкрет­ные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетны

Финансирование строительного производства
Важнейшей составляющей государственного регулирования строительного производства в части нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих пре

Финансирование расходов на развитие рыночной инфраструктуры
Для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в Республике Беларусь создаются республиканские и территориа

Состав распорядителей бюджетных средств
Основным источником средств бюджетных учреждений являются ассигнованияиз государственного бюджета. Расходы отдельного бюджетного учреждени

Внебюджетные средства бюджетных организаций
В настоящее время организации социальной сферы, находя­щиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать до­полнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получае­мых от видов

Понятие и принципы бюджетного планирования и финансирования
Сметно-бюджетное финансирование – это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности. Осуществление ра


Национальная система образования республики состоит из государ­ственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает:


Наибольший удельный вес в расходах местных бюджетов на образование занимают расходы на общеобразовательные школы. Система общего среднего образован

Особенности планирования и финансирования расходов на школы-интернаты
Школы-интернаты - это общеобразовательные школы, где совме­щаются функции школьного и внешкольного воспитания детей. Они подразделяются на следующие виды:


1. бюджетные ассигнования - являются основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры: · на осуществление основной деятельности; программное

В 2007 г. по РБ
Культура 124 503 855,0 0,4 % Респ Культура и искусство 106 424 120,0 85 % Кинемато

Г. по РБ
Культура 241 052 715,0 0,6% Респ &nbs

Программное финансирование
Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310, Основными целями Государственной програ

ПРОГРАММЫ регионального значения
Областная программа развития отрасли культуры Витебской области на 2006- 2010 годы= 4801577 т.р. Принятая решением Витебского областного Совета депутатов от 29.11.06 № 227 «Об обла

Система грантов и государственных премий
Грант: 1. безвозмездное, безвозвратное предоставление денежных средств; 2. оплачиваемый, субсидируемый государственный заказ на выполнение научных исследований и разработок (испол


Под научной деятельностьюследует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний


Наука является специфической областью общественной деятель­ности. В современных условиях она стала решающим фактором, обес­печивающим развитие НТП, производительных сил, выполнение

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения
Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей дл

Организация пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы пр

Общегосударственные расходы
Как равноправный член международного сообщества, суверенное государство Республика Беларусь несет весь комплекс расходов, обусловленных национальной государственностью. К о

Рыночные отношения способствовали возникновению самостоятельности в решении вопросов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от централизованного финансирования командно-административной экономики. Для российских предприятий отсутствие знаний в области рыночной экономики, опыта работы на рынке, в том числе и в выборе источников финансирования, явилось одной из причин сложного финансового состояния. Поскольку только приемлемая для конкретного субъекта хозяйствования структура источников финансирования позволяет решить цели и задачи функционирования предприятия.

Решающая роль финансирования в деятельности предприятий определяет необходимость изучения источников финансирования настоящего периода. Условие переходности экономики актуализирует исследование в данном направлении.

Современные источники финансирования предприятий в рамках проводимого исследования представлены как источники самофинансирования, заемные источники и источники бюджетного финансирования. Источники самофинансирования рассматриваются с позиции внутреннего финансирования, к внешнему финансированию отнесены заемное и бюджетное.

Источники самофинансирования, или собственные средства хозяйствующих субъектов, относятся к числу наиболее очевидных ресурсов, аккумуляция которых реальна для предприятий, как ни одни другие, хотя и обладают свойством предельности.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятий происходит в момент учреждения любого хозяйствующего субъекта, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования могут быть акционерный капитал, паевые взносы или бюджетные средства. Именно вариант объединения капитала участников и степень ответственности каждого обусловливают различия организационно-правовых форм хозяйствования.

Уставный капитал определяет размер имущества предприятия, является источником собственных средств формирования основного и оборотного капитала. Минимальный размер уставного капитала определяется законодательно: для открытого общества - не менее 1000-кратной суммы МРОТ, для общества закрытого типа - 100-кратная сумма МРОТ и др.

Для увеличения уставного капитала формируется добавочный капитал, включающий результаты переоценки основных фондов, эмиссионные доходы акционерного общества, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели, ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, поступления на пополнение оборотных средств. За время существования предприятия уставный капитал может не только увеличиваться, в том числе и за счет части внутренних финансовых ресурсов, но и дробиться, уменьшаться.

Если в акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций, участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. В то же время акционеры, не полностью оплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

В открытом акционерном обществе допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства вызвана тем, что инновационный процесс в данной отрасли проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли.

Наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости для экономики страны обуславливает актуальность бюджетного финансирования отрасли.

Оно осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Первые выплачиваются товаропроизводителям для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.

Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:

1. Финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР, образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства.

2. Финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.)

Расходов федерального бюджета

В 2013-2014 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку аграрного сектора, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на рынке продовольствия. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 152,7 млрд руб. в 2014 г.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Финансирование агропромышленного комплекса Российской Федерации

1.3 Анализ нормативно-законодательной базы регламентирующей финансирование АПК

Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в целом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими видами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на аналогичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют нормативные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Основу регулирования бюджетных отношений составляет Бюджетный кодекс РФ. Налоговые отношения урегулированы частью I Налогового кодекса РФ, Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г., законами, регулирующими взимание отдельных видов налогов. Отношения по поводу страхования охватываются законодательством, в основе которого - Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. Банковская деятельность регулируется особым банковским законодательством, во главе которого - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции законов с 1995 по 1999 г., а также Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г., изложивший данный Закон в новой редакции. Для регулирования кредитных и расчетных отношений наиболее значимы нормы ГК РФ и Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. Для регламентации рынка ценных бумаг весьма важны положения ГК РФ, а также Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. и др.

Законодательство о финансовых отношениях в сельском хозяйстве отражает государственную политику в этой области. Основы данной политики установлены Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 14 июля 1997 г. Так, ст. 2 данного Закона "Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства" установлено, что государство регулирует финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение в сельском хозяйстве. Отдельные статьи Закона установили основные начала этой деятельности. Ряд нормативных актов был принят в целях ее правового обеспечения. За последние годы Президентом РФ и Правительством РФ принимались нормативные акты об экономическом функционировании агропромышленного комплекса, содержащие определенные меры государственной поддержки АПК, включающие вопросы дотаций и инвестиций в сельскохозяйственное производство.

Правовое регулирование финансирования сельскохозяйственного производства.

Финансирование сельскохозяйственной деятельности из бюджетных денежных средств - один из способов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сейчас политика в области финансирования АПК существенно изменилась. Упор делается на те виды экономического стимулирования, которые подталкивают предпринимателей в сельском хозяйстве к активным действиям на рынке, а не к ожиданию очередной финансовой помощи от государства. К таким мерам относятся регулирование кредита, налоговое регулирование и др.

В то же время финансирование прочно входит в перечень способов, с помощью которых государство контролирует и управляет экономическими отношениями в аграрном секторе, и совершенный отказ от него не предвидится.

Нормативную основу правового регулирования финансирования АПК составляет уже упомянутый Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства". Как установлено глава 1 ст. 3 Закона, государство финансирует АПК за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников. Кроме того, финансирование допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита.

Кредитные отношения с участием коммерческих банков подчиняются нормам гражданского законодательства (глава 42 "Заем и кредит" ГК РФ) и иным нормативным актам.

Предоставление же кредита из государственных или муниципальных денежных средств регулируется специальным законодательством. В основе этого законодательства находится Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства".

В то же время деятельность банков, выполняющих операции по кредитованию из средств государственного бюджета, подчиняется и общим нормам ГК РФ о займе и кредите.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

Заем - понятие более общее, и заимодавцем может быть любое лицо, а не обязательно кредитная организация. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 809 ГК РФ). Можно сказать, что кредит рассматривается как особый случай займа. Поэтому ГК РФ (ч. 2 ст. 819) устанавливает, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не установлено законом.

Среди договоров, определяемых ГК РФ и имеющих место в сельскохозяйственных отношениях, выделяют особые разновидности: товарный кредит и кредит коммерческий. По договору товарного кредита могут быть переданы только вещи, определенные родовыми признаками, а не деньги (ст. 822).

Коммерческий кредит, по определению ст. 823 ГК РФ, это особое условие при заключении основной сделки, связанной с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей. При этом кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту применяются правила, установленные гражданским законодательством для займа и кредита, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

На кредитные отношения в АПК распространяются общие требования о форме кредитного договора, а именно кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность.

Как уже говорилось, кредитование сельскохозяйственного производства - одна из целей, на которую направляются средства федерального бюджета в соответствии со ст. 3 Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".

Участием государства в кредитных отношениях, при условии залога под этот кредит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с данным Законом являются:

* выделение бюджетных ресурсов для кредитования;

* само кредитование;

* выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Собственно, в положениях упомянутого Закона отражен основной взгляд современной политики на роль государственного кредитования АПК. Так, Законом установлены основные направления расходования денежных средств федерального бюджета при государственном кредитовании. Это:

* краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

* долгосрочное кредитование агропромышленного производства;

* предоставление кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

Правительство РФ создает специальные фонды государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования их средств.

При любых формах участия государства в кредитных отношениях в АПК законодательством устанавливаются особые требования к порядку их установления Когда речь заходит о финансировании какой-то определенной разновидности сельскохозяйственной деятельности, то вопросы ее финансирования из государственного бюджета могут быть дополнительно урегулированы законодательством об этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод по 1 главе, что АПК является одной из основных отраслей экономики России, на которое приходится 15% ВВП всей страны. В этой сфере заняты более 1/3 всего населения России. Финансирование АПК с каждым годом увеличивает. Поддержка государства очень велика, создаются новые программы по поддержки сельского хозяйства, велика доля финансирования на развитие сельского хозяйства. Нормативна - законодательная база затрагивает все сферы финансирования и регулирует все виды финансовых отношений в сфере АПК.

Анализ и исследование особенностей налогового учёта некоммерческих организаций

Государственная политика - это искусство ведения государственных дел с помощью основных принципов и норм, через которые осуществляется государственная власть. Государственная политика призвана согласовывать интересы...

Анализ финансовой деятельности ООО "ЮМА Косметикс"

Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов

Высшие органы власти и управления осуществляют общее управление системой финансов. К высшим органам власти относят: 1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) - подписывает бюджетный план, определяет цели финансовой политики...

Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

Единый социальный налог: порядок исчисления, контроль за его уплатой, оптимизация налоговых платежей в ООО "Гражданремстрой"

Единый социальный налог {ЕСН) -- это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее четыре отчисления в государственные внебюджетные фонды -- Пенсионный фонд...

Индивидуальный (персонифицированный) учет и Пенсионный Фонд России

Наряду с формированием базы данных системы персонифицированного учета развивалась и законодательная база индивидуального учета. Так, Федеральным законом от 25 октября 2001 г...

Налогообложение предприятий в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...

Проблемы организации валютного контроля и пути их преодоления на примере Филиала "Петровский" ОАО "Банк "ОТКРЫТИЕ"

Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ...

Расходы государства на социальную сферу - состав и структура

Основная цель социально-экономической политики Правительства Российской Федерации - последовательное повышение уровня жизни и обеспечения социальных гарантий. Эти социальные пособия определяются обязательствами государства...

Система долгосрочного кредитования

Основная функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения прав кредиторов -...

Система контроля деятельности хозяйствующего субъекта в России

В целом система нормативно-правовых актов ГФК (или его нормативно-правовая база) нам представляется 4-уровневой. Наглядно это показано на рис. 3. Как видно, в принципе можно говорить об отдельной подотрасли финансового права -- контрольном праве...

Современная финансовая политика России

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации...

Сущность валютного регулирования и его практическое применение в Республике Беларусь

Реализация прямого государственного регулирования в валютной сфере является основополагающей для принятия тех или иных экономических методов воздействия на субъекты валютного рынка...

Транспортный налог

Упрощенная система налогообложения



Поделиться